История Православной Церкви до начала разделения Церквей

Апостолов осудили на смертную казнь. Петр сперва был свидетелем казни жены своей, и затем сам претерпел крестную смерть, считавшуюся у римлян самой позорной. Святые отцы Церкви указывают, что Господь предрек ему крестную смерть, сказав ему известные слова: когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин. 21: 18).

Святой апостол Павел, как римский гражданин огражденный от позорной казни, был обезглавлен мечом. Полагают, что христиане погребли тела святых учителей в катакомбах или подземельях, которых было много в Риме. Верующие часто собирались на молитву на гробницах великих апостолов и благоговейно чтили их память.

Вот что пишет о святых апостолах святой Климент, который жил в Риме одновременно с ними и разделял их апостольские труды. "Много претерпел Петр от неправды людской, и так совершив свое мученичество, достиг уготованного ему места славы. Павел в борьбе со злобой явил пример долготерпения и стяжал венец нетленный. Семь раз был он в оковах, претерпел ссылку, побиваем камнями, но проносил слово Божие на восток и до крайних пределов запада, проповедуя праведность в целом мире; наконец, претерпев мученичество у владык земных, отошел на место святое из здешнего мира".

Святой апостол Петр был по преимуществу "апостолом обрезания", апостолом для иудеев, и оба Соборные его Послания обращены к избранным пришельцам рассеяния (1 Пет. 1: 1), т. е. к иудеям верующим, рассеянным между язычниками, в Малой Азии, в Сирии, в Вавилоне. Главное же дело его, по завету Господню, было в Иерусалиме, где в первое время является он главным действующим лицом и служит поистине камнем для созидания Церкви, и ему суждено было первому открыть двери Царствия сначала иудеям, потом и язычникам. Павел был "апостолом необрезания", апостолом язычников. Еще Савлу явился в чудном видении Сам Господь и сказал ему: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам(Деян. 22: 21). И Савл, под именем уже Павла, понес имя Божие в отдаленные страны, возвещая людям, что Новым Заветом упразднено различие между иудеем и язычником, что и без обрядового закона Моисеева всякому доступна благодать через веру, что не буква закона, но дух веры и любви есть основание христианской жизни, что все — христиане: и иудей, и еллин, и раб, и свободный — все равно и одинаково составляют одно Тело, Единую Церковь, которой Глава — Христос.

Более всех других апостолов он трудился, более всех других страдал… Сам он горел духом, был великим проповедником любви христианской и в своих вдохновенных посланиях огненными, таинственными словами начертал для нас, чем должна быть жизнь тех, кто принял на себя звание последователя Господа Иисуса Христа.

II. Святые апостолы

Господь Иисус, когда повелел апостолам Своим проповедовать Евангелие, предрек им, что они за то подвергнутся гонениям от людей, что их станут ненавидеть ради имени Его и обвинять перед правителями и царями. Но вместе с тем Господь обещал им всесильную помощь; обещал быть всегда с Церковью Своей; обещал, что Дух Святой внушит им мудрость и твердость, и силу слова; что именем Христа они будут творить знамения и чудеса.

После сошествия Святого Духа апостолы в первое время благовествовали во Иерусалиме, где надлежало им, по завету Христову, прежде всего свидетельствовать о Воскресении. Здесь в совокупном собрании, по вдохновению свыше, они сложили и первый "Символ веры", известный под именем Символа Апостольского и состоящий из двенадцати членов.

1. Верую в Бога Отца Всемогущаго; 2. Творца неба и земли. 3. Верую во Иисуса Христа, Сына Его Единороднаго, Господа нашего; 4. Который зачат был от Духа Святаго, рожден от Марии Девы; 5. Пострадал при Понтии Пилате, распят, умер и погребен; 6. сошел во ад, в третий день воскрес из мертвых; 7. восшел на небеса, седит одесную Бога Отца Всемогущаго. 8. Оттоле приидет судить живых и мертвых. 9. Верую и в Духа Святаго, Святую Церковь Соборную; 10. общение Святых; 11. воскресение плоти; 12. жизнь вечную.

Затем разошлись они по тому же слову даже до края земли (Деян. 1: 8), проповедуя Евангелие, совершая Крещение, утверждая церкви.

Голод и холод, преследования, темницы, смерть — ничто не останавливало их; глаголом они жгли сердца людей; везде, где они появлялись, возникали новые церкви. По словам современников, христианство как зараза проникало всюду — не только в города, но и в села и деревни, так что пустели языческие храмы, сами собою прекращались языческие празднества.

Объяснить какими бы то ни было причинами быстрое распространение Евангелия на огромном пространстве между многими тысячами людей — невозможно: это распространение есть само по себе чудо.

Святой апостол Иаков был епископом Иерусалимской Церкви, и один из апостолов жил постоянно в Иерусалиме. Своей праведной жизнью, строгим подвижничеством, постом, непрестанной молитвой в храме он приобрел уважение даже не веровавших иудеев и снискал себе особую любовь всего народа тем, что хотя одобрил решение Апостольского Собора, постановившего, что обряды закона Моисеева не обязательны для обращенных из язычества, сам строго соблюдал их. Ему одному дозволялось во всякое время входить в ту часть храма Иерусалимского, куда даже первосвященники входили только раз в год. Все звали его праведным и твердыней народной. Вот как повествует о нем один историк того времени: "Многие иудеи по слову его уверовали во Христа — даже некоторые из старейшин. Это встревожило фарисеев и книжников. Зная, как народ любит Иакова, и думая, что народ идет ко Христу ради его слова и его праведности, они стали уговаривать его, чтоб остановил народ и отговорил его от веры во Христа — Мессию Распятого. Итак, когда на Пасху сошлось множество народа в Иерусалим, они поставили Иакова на криле церковном, чтобы он держал речь к народу. Тогда Иаков громогласно сказал: "Что вопрошаете меня об Иисусе, Сыне Человеческом? Он сидит на небесах одесную силы Божией, и опять приидет на облаках небесных судить живых и мертвых".

Тогда верующие, в народе, воскликнули радостно: "Слава Богу! Осанна Сыну Давидову!" Но раздраженные фарисеи и книжники стали кричать: "Праведный заблуждается, свергнем его — тогда народ перестанет ему верить", и, низринув его, стали побивать камнями. Праведный, собрав последние силы, стал на колена, поднял руки к небу и громогласно молился, говоря: "Господи Боже, прости им! Они не ведают, что творят!" Пока его били, некто, священник из племени Рихава, бросился в народ с криком: "Что вы делаете? Праведный молится за вас, а вы его побиваете!" В это время один суконщик ударил Иакова тяжелым валиком и разбил ему голову".