«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

[cxvii] Блаж. Иероним, сказав о Гетах, что у них походные храмы, прибавляет: "потому-то конечно, что у них одинаковая (с нами) вера, они мало воюют с нами".

[cxviii] Павлин: "Искусных копателей золота превращаешь в золото, и сам подражаешь Бесам. Из них словом проникающим живое добываешь золото". v. 269 — 272.

[cxix] Poema v. 209 — 225. Под руководством св. Саввы Палестинского (484 — 532) спасались иноки из Бесов. Cyrilli Scytho р. vita Sabbae in Cotelerii monum. Graec. Eccl. 3, 265.

[cxx] Менолог Василия под 6 ноября: "в последнее время импер. Льва Великого, называемого Беса (Επιλεγομενου Βεσσου); небо покрылось облаками и пр. Лев был императором 457 — 473 г.

[cxxi] Феофан chronog. 107 — 111. Кедрин hist. 1, 285 ed. Uen сл. Черткова о Монассииной летописи, стр. 39 — 41.

[cxxii] Амвросий epist. 9 Weiss Leben d. Heiligen 8, 360.

[cxxiii] Poema 27.

Venisti tandem, quarto mihi reditus anno,

Sed grates Christo, quia te res Sero revexit. v. 373. 315 — 350.

[cxxiv] Martyrologia Adonis, Usuardi ad X calend. iulii. Бароний поставил того же святого под 7 января. Weiss Leben d. Heiligen 8,361. 358.

[cxxv] De vir. illustr. с. 22.

[cxxvi] Institut. с. 238.

[cxxvii] Изд. 10 Patrologiae t. LII. Здесь же помещены сомнения о подлинности сих, но вовсе напрасные. Особенно странны объяснения слов Павлина о св. Никите; автор, не зная истории Славян, перетолковывает слова Павлина наперекор значению их. Да и никто из Славянских писателей доселе не обращал внимания на Апостольскую деятельность св. Никиты между Славянами, описанную Павлином.

[cxxviii] Сведен. о монаст. 401. Ист. Иер. Т, 65. Ркп. святцы: "святые и праведные братия по плоти, младенцы и мученицы Иоанн и Иаков, быша Менюге р. в л. 6000 июня в 24 д." Так в старшем списке. В Отенском списке: "святые отроки и мученики братия по плотя Иоанн и Иаков в Троицком Менюжском монастыре по Псковской дороге от Новгорода 30 поприщ, беша в л. 7000; мощи под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть, память июня в 24 д."

[cxxix] "Повесть о житии св. кн. Петра и Февронии, творение господина монаха Эразма", изданная без имени сочинителя в Памятн. Старин. Литер. 1, 26. 47, дополнила немногие верные сведения о св. князе вымыслами народного воображения. Таково сказание ее об Агриковом мече. Агриков меч и в сказке о Добрыне. Эразм сам говорит: писавшего мене, елика слышах. Ясно, что он писал не по летописям, а по слухам. Потому нельзя и ожидать от него многих верных известий, а скорее много неверного. Эразмова повесть писана ок. 1540 г., а новая редакция ее около 1560 т. В прологе из Эразмовой повести удержано вероятное, хотя и не все, и отвергнуто все сказочное.

[cxxx] Пересл. л. 82. 98. 99. Собр. л. 1, 156. Карамз. 3, пр. 76. 153. Татищева III, 248 — 250. 270 — 272. И по повести, прежде св. Петра княжил в Муроме старший брат его, только неверно назван он Павлом. Точно также напрасно она называет св. князя в мирском быту Петром и в иночестве Давидом. Наоборот в миру он был Давидом. Собр. л. VII, 244. Родосл. кн. в X т. Времен. Общ. Ист., стр. 2. 194. М. 1851 г. сл. пр. 173. 177. Ошибка в имени св. князя перешла и в печ. полный месяцеслов М. 1840 г.

[cxxxi] Пересл. лет. 100. 102. Карамз. 3, пр. 80. Третий брат Юрьевич в Пересл. л. 102 называется Игорем, а в Ник. л. II, 261 — Юрием.

[cxxxii] Никон. л. II, 298. Пересл. л. 108.

[cxxxiii] Повесть Эразма; пролог 25 июня; сл. пр. 170 и родосл. кн.

[cxxxiv] Пересл. 108. 109. Собр. л. I, 181. 182. Никон. л. 2, 298. Иловайского. Ист. Рязанского княжн. 77 — 83.

[cxxxv] Переслав. л. 112. Никон. л. 2, 315. 316.