«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

[xlvii] Сведен. о монаст. и церк. 410. М. 1852. Опис. святыни Новгор., стр. 7. Спб. 1850. Опис. Новг. Соф. соб., стр. 102. 103. Отенские святцы 1719 г.: "положен был в соборной церкви св. Софии в приделе Рождества Богородицы во гробе аспидном; мощи на верху земли, службы нет". По описанию 1634 г.: "мощи его нетленны, а рука ему правая выспрь ". Чтен. общ. ист. 1862 г., кн. 4.

[xlviii] Ркп. служба преп. Мефодию — в трех списках, из которых старейший писан в 1699 г. Калайдовича Описание монаст. св. Николая, что на Пешноше стр. 6 — 9. 16. 25. 26. 29. М. 1837.

[xlix] У Калайдовича, стр. 15 — 17. 98. Он пишет: "память преподобного празднуется в обители и в окрестных селениях июня 14 д.", стр. 9. По ист. иер. V, 524. 550, преп. Мефодий преставился июня 4 д. 1392 г., а память празднуется в один день с памятью Мефодия патриарха, июня 14 д.

[l] О сочинениях св. Иоанна см. "Уч. об Отц. Церкви" Фил. архиеп. Черн. § 306.

[li] Извлеч. из "Соловецкого Патерика".

[lii] Извлеч. из "Афонского Патерика", ч. I, стр. 304 — 311.

[liii] Надпись на раке святителя в опис. Киев. лавры, стр. 299. 300. М. Евгений и в опис. лавры (стр. 79), и в опис. Софийского собора (стр. 64) говорит, что по этой же надписи св. Михаил погребен был в Десятинной церкви и в Антоньеву пещеру перенесен при игум. Феоктисте в 1103 г. В надписи нет этих известий: откуда взяты они, неизвестно. Но в том нельзя сомневаться, что в Антоньевой пещере мощи св. Михаила положены гораздо после 991 г., так как в этом году еще не было Антоньевой пещеры.

[liv] Teraturgina р. 15.

[lv] Писали неосторожно: "мы знаем по летописи Несторовой, что святитель Михаил был родом из Сирии, и во время крещения Владимирова прислан был к нему (к кому? к крещению?) в Херсон".

[lvi] Монах Адемар у Нарушевича, hist. norodu Polskiego.

[lvii] Populus Ruthenorum — in flumine Dniepr ab episcopo Corsunensi et presbyteris ex Graecia adductis baptisatur. hist. Polon. I, 113. Слова Длугоша повторяют Меховита (per episcopum Korshcimiensem, р. 26 chron. Polon) и Стрыковский (od. biscupa Korsunskiego... р. 132 Kronika Polska).

[lviii] Под 1090 г. говорит он, что Переяславская церковь освящена "Ефремом митрополитом", а в следующем году "собрашася епископи Ефрем Переяславский" и проч. Собр. л. I, 89. 90.

[lix] Татищева ист. I, 38.

[lx] Переяслав. лет., стр. 34 Супральск. л., стр. 10. Кормчая 1286 г. В муз. Румянц. 310. 312. 313. Грамота Всеволода в Прав. Собесед. 1861 г. III, 212, у преосв. Макария в ист. 2, 359.

[lxi] Patericon р. 169. 170. О важности пещерных надписей см. 28 авг.

[lxii] Никон. л. I, 92 — 94. 103. 101. Степ. кн. I, 134 — 136. 143 — 146. 150. Здесь только одно известие о св. Михаиле что будто он родом из Сирии, не может быть принято критикою, так как оно невероятно само по себе тогда как известие Иоакимовой летописи — самое естественное.

[lxiii] Ркп. святцы: "святой первый митрополит Михаил, иже крестил Русскую землю, преставился в л. 6500 м. июня в 15 д. и положен был в пещере". И по описанию лавры, стр. 300, прим. 271, до 1730 г. память св. Михаила праздновали 15 июня, а после того положена память 30 сент.

[lxiv] Иером. Иоасафа сказание об обретении мощей преп. Григория и Кассиана в июньской минее Сергиевой лавры; его же житие преп. Стефана. См. обзор литер., стр. 211.

[lxv] Ист. иер. III, 59 — 62. Свед. о моя. 73. 74. В ркп. уставе Румянцева 1608 г. (опис. № 449): "июня 15 явление мощей преп. отец ваших Гурия (Григория) и Кассиана, иже в Аввеге". Служба им в ркп. 1592 г. у Царского № 563. В 1662 г. за Авнежским монастырем 18 дворов. Буслаева Словесн. и искус. 2, 352.

[lxvi] Житие св. кн. Лазаря, в гласнике XI, 108 — 115, очень бедно по содержанию: это — набор напыщенных, диких фраз, обличающих бедность мысли сочинителя. — Чтобы видеть кн. Лазаря, надобно пересмотреть другие памятники былого.

[lxvii] Лазарь был из боярского дома Гербляновичей, Ранча ист. 3, 4. 5. Сербляк л. 144. Сам Лазарь говорит, что у него "брат чельник Млье и сестра Драгана". Хиландр. грам. 1381 г.