Как учиться домашней молитве

Больше всего во время молитвы мы должны заботиться о том, чтобы эти и подобные им чувства наполняли нашу душу, чтобы, когда мы вслух или внутренне читали молитвы, во время поклонов наше сердце не было пусто, чтобы оно устремлялось к Богу. Когда эти чувства у нас есть, то наше молитвословие, наши поклоны — молитва…

Почему надо молиться по молитвослову

Отцы Церкви очень осторожно относились к тем молитвам, которые сочинены самими верующими.

«Не дерзни приносить Богу многословных и красноречивых молитв, тобою сочиненных… они — произведение падшего разума и… не могут быть приняты на духовный жертвенник Божий», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам — Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий — строки из псалмов (Пс. 21, 2; 30, 6).

Книги для домашних молитв содержат множество молитв, написанных святыми Отцами Церкви.

Эти молитвы написаны много веков назад преподобными Ефремом Сирином и Макарием Египетским, Романом Сладкопевцем, Иоанном Дамаскиным, святителями Василием Великим, Иоанном Златоустом и другими великими молитвенниками. Исполненные молитвенным духом, они изложили внушенное этим духом в словах и передали эти слова нам. В их молитвах движется великая молитвенная сила, и кто со вниманием и усердием приникает к ним, тот обязательно испытает молитвенное чувство. Чтение молитв связует человека с их творцами — псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению.

Какие молитвы входят в молитвослов

Книги для домашних молитв, чаще всего называемые молитвословами, имеют между собой много сходства, ибо содержат одни и те же молитвословия. В молитвословах помещены молитвы на сон грядущим и молитвы утренние, акафист Сладчайшему Иисусу, акафист Пресвятой Богородице, акафист святителю Николаю Чудотворцу, канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии, канон Ангелу-хранителю, последование пред святым причащением и молитвы по святом причащении.

Слово акафист происходит от греческого акафистос гимнос — «неседальный гимн», гимн, который поется стоя. Акафист — это созерцание чуда, это как бы словесная икона священного лица или благодатного события, чем и объясняется его статичность. Акафист состоит из 12 двойных песен — последовательно чередующихся икосов и кондаков. Кондак — это короткое православное песнопение, в котором изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица, в кондаке раскрывается какой-либо момент учения Церкви об одной из тайн Божиих. Каждый кондак завершается возгласом «Аллилуиа». За кондаком следует икос, который раскрывает содержание кондака, заключает более пространное развитие темы, содержащейся в кондаке.

Канон — одна из форм православного гимна. Канон состоит из девяти песен, устроенных в благодарение и хвалу Богу. Песнь канона делится на ирмос (от греческого глагола «связываю», «соединяю») и несколько тропарей (песнь, изображающая образ жизни святого или торжество праздника). Канон Ангелу-хранителю содержит молебен Ангелу-хранителю, канон молебный ко Пресвятой Богородице — моление для отвращения внутренних душевных и телесных болезней и в особенности— для исцеления греховных язв, поражающих душу, как показывает само содержание песней и стихов канона.

Из каких молитв должно состоять молитвенное правило мирянина

Молитвенное правило мирянина состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот ритм необходим, ибо в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного вдохновения, настроения и импровизации недостаточно.

Существует три основных молитвенных правила:

1) полное молитвенное правило, рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в Православном молитвослове;