«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Священник Николай Ким

Краткие сведения о жизни преподобного Никиты Стифата и богословские темы его трактата «О рае»

Содержание

1. Жизнь преподобного Никиты Стифата.

1.1. Ученик преподобного Симеона Нового Богослова.

1.2. Монах Студийской обители.

1.3. Полемист с латинянами.

1.4. Богослов.

2. Отношение к святоотеческой традиции.

3. Содержание текстов.

3.1. Трактат "О рае".

3.2. Письма, относящиеся к трактату "О рае".

4. Основные темы богословия преподобного Никиты Стифата.

4.1. Обожение.

4.2. Причастие.

4.3. Учение о человеке как великом мире.

4.4. Образ Божий.

4.5. О душе.

4.6. Ум Христов.

4.7. О теле.

4.8. Грехопадение Адама.

4.9. Удовольствие и страдание.

4.10. Хранение чувств.

Возглас Двери, двери, вонмем!

4.11. О рае.

Рай сладости - первый рай.

Рай создан после всего.

Двое врат рая.

4.12. Два Древа.

4.13. Два царства - Царство Божие и Царство Небесное.

4.14. Заповедь "возделывать и хранить".

4.15. Ступени подвижничества.

4.16. О навыке.

4.17. Ангельское служение.

4.18. О дарах Духа.

Заключение.

1. Жизнь преподобного Никиты Стифата

1.1. Ученик преподобного Симеона Нового Богослова

Преподобный Никита Стифат (Пекторат) родился в начале XI века, примерно в 1005 г., очень рано встал на путь монашеского подвига, известно, что с 14-ти лет он был послушником Студийского монастыря. Там же и рукоположен в сан пресвитера1. Определяющим моментом его жизни стало близкое знакомство и духовное общение с великим подвижником - преп. Симеоном Новым Богословом, который был его духовным отцом. Воспоминания о жизни и поучениях своего наставника преподобный Никита сохранил для потомков, написав Житие преподобного Симеона. Этот труд был им окончен около 1052 года, т.е. спустя несколько десятилетий после кончины учителя (как известно, годы жизни преподобного Симеона 976-1022), хотя свидетельства для составления Жития и труды своего наставника Никита начал собирать еще при жизни преп. Симеона. Именно благодаря такой скрупулезной работе преп. Никиты в качестве секретаря и переписчика при своем учителе мы знакомы с основными богословскими трудами преп. Симеона Нового Богослова. Так, например, преп. Никита Стифат написал предисловие к "Божественным гимнам" преп. Симеона Нового Богослова2. Житие преп. Симеона, составленное преп. Никитой3, отличается от других агиографических произведений своей богословской насыщенностью. Положения учения о спасении он разбирает на примере жизни святого. Это же учение впоследствии изложено им и в разбираемом нами трактате "О Рае", причем главные моменты этого трактата имеют ясные параллели в жизнеописании преп. Симеона.

1.2. Монах Студийской обители

Студийская обитель, в которой преп. Никита провел большую часть своей жизни, всегда была на особом положении в государстве. Это связано с местонахождением обители рядом со столицей, на пути в пригородную резиденцию василевсов. Значение обители подчеркивалось тем, что государи часто отдавали своих наследников на воспитание под начало наставников-монахов в этом монастыре. "Место для этих занятий отведено было в Студийской обители - по двум причинам: во-первых, чтобы они, подражая наилучшим мужам, и в добродетели усовершенствовались; во-вторых, чтобы, находясь вне города, удобнее могли отправляться на охоту и заниматься оружием"4.