«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Главное же, почему человек может называться великим миром, состоит в том, что он сотворен по образу Божию: "Вначале после переведения сущих из не-сущих создав великий мир (κόσμον μέγαν), человека Бог поместил на этот видимый (мир), как на малый, по своему образу (κατ' ειςόνα ιδίαν) сотворив его и провозгласив царем надо всем, что на земле. И поэтому, как в великом мире, насаждает духовно в нем (человеке) и другой божественный рай, лежащий далеко над видимым, так как в самом деле украшен бессмертными и вечноцветущими насаждениями и освещен Солнцем Правды" (гл.19).

Итак, разрешение этого вопроса можно кратко очертить следующим образом. Античная философия имела понятие о двусоставности человека - телесной, видимой части и умопостигаемой. Но считалось, что эта двусоставность есть отражение такой же двусоставности мира - он тоже состоит из видимой части и умопостигаемой. Т.е. человек полностью определялся этим миром, был ему совершенно имманентен.

Христианская мысль пытается найти выход в трансцендентный этому миру божественный мир. Так, Немесий, называя человека "малым миром", говорит, что человек, созданный по образу Божию, живет со Христом и царствует на небе

Св. Григорий Богослов более тонко подходит к этомe вопросу. Он сохраняет за человеком его видимое отношение к окружающему миру - человек малый относительно великого мира. Но в этом малом есть искра еще более великого, т е. образ Божий. "В малом великий".

Далее христианская мысль, развиваемая многими отцами-подвижниками, пошла в направлении соединения антропологии, учения о человеке, и аскетики. Так, например, преп. Максим Исповедник пишет о необходимости духовного преуспеяния, для того чтобы в человеке выявился замысел о нем как о великом мире. Преп. Симеон Новый Богослов и его ученик преп. Никита Стифат говорят об обожении человека. Обожение это есть главная цель человека, раскрытие в нем образа Творца. И достижение его лежит через путь христианского подвига, в понимании аскетической традиции православного монашества. Человек обоженный "сам целиком стал божественным раем и жилищем нераздельной Троицы, имея в центре сердца своего насажденное Древо Жизни, Самого Бога, одаренный бессмертными плодами Бога и Святого Духа Его" (гл.58). Такой человек - это великий мир, великий тем, что в этом, видимом мире являет собой образ Божий.

4.4. Образ Божий

Традиционно под εικών понимают вторую Ипостась Святой Троицы, Бога Сына, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари (Кол.1:15). Эта идея апостола Павла очень рано стала активно развиваться христианскими богословами. Она, например, встречается у Оригена, который утверждает, что Сын есть "видимый образ невидимого Отца". Ее подхватывает и ученик Оригена св. Григорий Чудотворец, у которого в понятии εικών "выступает на первый план идея отображения первообраза для откровения другим". В IV в. представление о Сыне как "Образе" Бога Отца становится общераспространенным. Так, св. Афанасий Александрийский определяет Сына как "Образ Отца"; человек же создан "по образу": если Сын есть "Логос", то люди - λογικοί 39.

Но св. Григорий Нисский в трактате "Об устроении человека" под образом понимает образ божественной природы: "Ведь образ не в части природы, и благодать ведь не в чем-либо одном из того, что в нем есть, но одинаково по всему роду распространяется эта сила. А признак этого в том, что равно во всех водружается ум. все имеют силу разумения и произволения и все остальное, чем божественная природа отображается в созданном по ней"40.

Преп. Никита тоже говорит, что человек создан по образу божественной природы: "Человек является многовидным созданием и имеет различные представления, точно как и имена - ведь он называется светом, жизнью, древом, отраслью и драгоценным камнем, подсвечником и еще иначе, и этим несет многоименность божественной природы, существуя как ее образ" (гл.9). Тем самым в понимании человека как образа Божия он следует св. Григорию Нисскому, учившему: "Человек произведен по образу - целостная природа, нечто сходное с Богом. Произведена же всесильною Премудростью не часть целого, но сразу вся полнота природы"41.

Размышляя об образе Божием в "умозрительных главах" Сотниц 3:5, преп. Никита пишет: "У Них едино есть и нераздельное естество, хотя по различию ипостасей разделяется на лица и троично воспевается - Отец, Сын и Дух Святый. Лица сии, как единое естество и Бог един, никогда не отделяются от соприсносущного существа и естества. Сего-то триипостасного и единичного естества образ виждь в созданном Им человеке, но по части его мысленной, а не по видимой, по бессмертной, а не по смертной и разлагающейся"42. Далее, Сотницы 3:7: "троечастным зрится и созданный Им образ - человек, душою, умом и словом поклоняющийся Самому, создавшему все из несущих, Богу"43. Здесь интересно отметить расхождение с традиционной трихотомией человека "тело-душа-дух". И в следующей главе 3:8: "Образ Божий - душа мысленная, ум и слово, - единое и нераздельное естество"44.

4.5. О душе

Именно о душе более всего и говорит преп. Никита в своем трактате "О Рае", хотя этой теме посвящена отдельная работа "О Душе" - первая часть трилогии.

Рассматривая человека, преп. Никита Стифат подходит к нему с позиций дихотомии. Главный принцип - двойственность - мира, человека, рая. В этой двойственности нет равноценности, одно всегда более высокое, другое - низкое. Изначально мир сотворен двойным - умопостигаемым и видимым. Причем сначала сотворен умопостигаемый, невидимый мир, который он называет великим миром. И человек также сотворен двойным, соответствующим этим двум мирам, соединяющим их. В "Деятельных и богословских главах, 152" преп. Симеон Новый Богослов подчеркивает: "Из всего видимого и мысленного только один человек создан от Бога двояким. У него есть тело, составленное из четырех стихий, чувство и дыхание, - и душа мысленная, невещественная, нетелесная, соединенная неизреченно и неисследованно, срастворенная неслиянно, и сочетанная несмесно с тем, что есть в теле"45.

Развивая дихотомический взгляд на человека, преп. Никита Стифат следует за Немесием, Леонтием Византийским и св. Иоанном Дамаскиным. В известном тексте ап. Павла (1Фесс.5:23): Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа - св. Иринеем, св. Иоанном Златоустом и св. Иоанном Дамаскиным дух понимается не как составная часть человеческой природы, отличающей ее от природы иных существ, а как дар Духа Святого, как благодатная харизма46.