Луг духовный

После того как, вочеловечившись, Он умер за нас, человек уже не умирает вечной смертью.

 Тот же авва Палладий рассказывал нам, что в фиваидской области, в городе Арсиноэ схвачен был убийца. После многих пыток он приговорен был к отсечению головы. Его нужно было отвести для казни за шесть миль (1/5 нем. мили) от города — на то место, где он совершил убийство. Вместе с другими за осужденным шел монах посмотреть на его казнь. Идя на казнь, преступник увидал монаха. «Отче, должно быть, у тебя нет ни кельи, ни рукоделия?» «Прости меня, брат, — возразил инок. — У меня есть и келья, и занятие». «Так что ж ты не сидишь в келье и не предаешься сокрушению о грехах?» — спросил осужденный. «Правда твоя, брат мой! — отвечал монах. — Я вовсе не забочусь душе своей. Потому-то и иду посмотреть на твою казнь, чтобы хоть через это придти в сокрушение». «Ступай-ка лучше, отче, сиди в своей келье и благодари Бога Спасителя нашего: после того как, вочеловечившись, Он умер за нас, человек уже не умирает вечной смертью».

Глава 72. О старике-убийце, оклеветавшем юношу — христианина

Получив спасение сверх ожидания, юноша сделался иноком.

 Авва Палладий рассказал нам также следующее. Один старик-мирянин задержан был за убийство. Во время пытки, по александрийским законам, он заявил, что у него был еще сообщник в убийстве. Тот, на кого указывал старик, был юноша лет двадцати. И тот и другой подвергнуты были жестоким истязаниям. Старик продолжал стоять на своем: «Ты был со мною при совершении убийства!» Юноша не признавался. «И в убийстве я не участвовал, и с ним вместе не был». После многих пыток они оба были присуждены к повешению. Их отвели за пять миль от города, на обычное место казни. В одной стадии от города находились развалины храма Крона (Сатурна). Прибыв на место казни, толпы и воины пожелали, чтобы первым повешен был юноша. Бросившись к ногам воинов, юноша вскричал: «Ради Господа, сделайте милость — повесьте меня лицом к востоку, так чтобы мне смотреть в ту сторону, когда буду висеть». «Зачем это?» — спросили воины. «Ох, милостивые государи, не прошло и семи месяцев, как несчастный, удостоился св. крещения и стал христианином». Это признание до слез тронуло воинов. Между тем, старик затрясся от злобы и громко крикнул: «Ради Сераписа, повесьте меня лицом к Крону!» Тогда воины, услыхав это богохульство, оставили юношу и сперва повесили старика. Лишь только они покончили со стариком, как вдруг прискакал всадник, посланный наместником Египта (августалием). «Юношу не велено казнить. Возвратите его обратно!» Воины и народ чрезвычайно обрадовались этому и, вернувшись с юношей, представили его в судилище, откуда он был освобожден августалием. Получив спасение сверх ожидания, юноша сделался иноком. Мы записали это для пользы многих.

Глава 73. Жизнь воина Иоанна

Господи, от тайных моих очисти мя!

 Вот и это рассказ аввы Палладия. В Александрии был воин по имени Иоанн. Он вел следующий образ жизни: каждый день с утра до девятого часа сиживал он в монастыре близ входа во храм св. Петра. Он был одет во вретище и плел корзинки, все время молчал и совсем ни с кем не разговаривал. Сидя у храма, он занимался своей работой и только одно возглашал с умилением: «Господи, от тайных моих очисти мя» (Пс.18), «да не постыжуся в молитве». Произнеся эти слова, он погружался в продолжительное молчание и затем снова, по прошествии часа и более, повторял то же восклицание. Так он возглашал раз семь в течение дня, ни слова не говоря ни с кем. В девятом часу он снимал вретище и одевался в воинские одежды, т. е. в свою хламиду, и шел к месту своей службы. С ним я пробыл около восьми лет и нашел много назидания и в его молчании и в его образе жизни.

Глава 74. Плоды ересей

Расколы и ереси ведут к ослаблению любви.

 Вразумляя нас однажды, старец говорил нам: «Поверьте мне чада! Расколы и ереси ни к чему не ведут во святой Церкви, к только к ослаблению любви к Богу и ближнему».

Глава 75. Небесный покров

Поручаю вас Владычице Богородице!