St. John Chrysostom

А для удостоверения, что те (святые) ничего такого не делали, послушай, что они отвечали спрашивавших их. Когда иноплеменники настоятельно и с принуждением заставляли их употребить в дело свои органы, говоря: воспойте нам песнь Господню , они, хорошо зная, что закон не позволяет им делать это вне (Иерусалима), отвечали: како воспоем песнь Господню на земли чуждей (Пс. CXXXVI, 3, 4)? И опять, три отрока, жившие в Вавилоне, говорили: несть во время сие князя и пророка, ни места, еже пожрети пред Тобою и обрести милость (Дан. III, 38, 39). Места, конечно, там было много, но так как не было храма, то они оставались без жертвоприношений. Да и к другим Бог (говорит) чрез Захарию: се седмьдесят лет постом ли поститеся ми (Зах. VII, 5), разумея здесь лета (вавилонского) плена. Как же ты ныне постишься, скажи мне, когда предки твои и не приносили жертв, и не постились, и не праздновали? Уже и отсюда видно, что они не совершали и пасхи: ибо, где не было жертвы, там не было и праздника, потому что все (праздники) надлежало совершать с жертвоприношениями. Но чтобы представить тебе и доказательство на это, послушай, что говорит Даниил: в тые дни аз, Даниил, бех рыдая три седмицы, хлеба вожделенного не ядох, и мясо и вино не вниде во уста моя, и мастию не помазахся в те седмицы. В день двадесять четвертый первого месяца видех видение (Дан. X, 24). Здесь слушайте меня со вниманием; ибо из этих слов видно, что иудеи (в Вавилоне) не совершали пасхи. Как же это, я и скажу теперь. В дни опресноков иудеям не позволялось поститься; а Даниил в течение двадцати одного дня не вкушал ничего. Но из чего, скажешь, видно, что эти двадцать один день были дни опресноков? Из того, что он сказал: в день двадесять четвертый первого месяца ; а пасха оканчивается в двадцать первый день; ибо, начав четырнадцатым днем первого месяца, и потом празднуя семь дней, иудеи таким образом доходят до двадцать первого дня. Но Даниил, и по прошествии пасхи, продолжал еще не вкушать; потому что начав с третьего дня первого месяца, потом продолжив (пост) двадцать один день, он таким образом провел четырнадцатый день, а за ним еще семь и три дня. Итак, не беззаконно ли и не нечестиво ли поступают иудеи, что, тогда как те святые никаких обрядов не совершали на чужой земле, они по упорству и спорливости делают противное? Ведь, если бы говорили и делали это какиенибудь беспечные и неблагочестивые люди, то несоблюдение ими (праздников) можно бы приписать их беспечности; но если это были люди благочестивые и боголюбивые, такие, которые и душу свою отдали за заповеди Божии, то явно, что они не соблюдали закона (о праздниках) не по беспечности, но по убеждению из самого закона в том, что ни одного из этих обрядов не должно соблюдать вне Иерусалима. Из этого открывается и другая важнейшая истина,  именно, что соблюдения жертв, суббот, новомесячий, и всего тому подобного требовало тогдашнее (иудейское) устройство не необходимо, и что ни соблюдение их не могло придать ничего особенного добродетели, ни опущение  сделать доброго (человека) худым, или отнять чтолибо от душевного любомудрия. Так эти (святые мужи), провождавшие на земле жизнь равную ангельскому любомудрию, хотя и не делали ничего этого,  не приносили жертв, не совершали праздника, не соблюдали такого поста, однако так угодили Богу, что стали выше и самой природы, и тем, что случилось с ними, обратили всю вселенную к Богопознанию. Что может сравниться с Даниилом? Что с тремя отроками, которые так задолго выполнили уже на деле величайшую евангельскую заповедь,  главизну всех благ? Ибо (в Евангелии) сказано: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. XV, 13); а они душу свою положили за Бога. Впрочем, они достойны удивления не по этому только, и потому еще, что делали это не за какую либо награду. Потомуто и говорили, что есть Бог на небеси, силен изъяти нас. Аще ли ни, ведомо да будет тебе, царю, яко богом твоим не служим (Дан. III, 1718). Довольно нам, говорят, и той награды, что умираем за Бога. И это они делали, такую являли доблесть, не соблюдая ничего предписанного в законе (обрядовом).

6

Для чего же, скажете, Бог установил эти (обряды), если не хотел исполнения их? А если бы хотел исполнения, то для чего разрушил ваш город? Если бы Он хотел, чтобы эти обряды соблюдались постоянно, то надлежало бы сделать Ему одно из двух: или не повелевать приносить жертвы на одном только месте, если уже Он хотел рассеять вас по всей вселенной, или, если хотел, чтобы вы приносили жертвы только там (в Иерусалиме), не рассеивать вас по вселенной и не делать для вас недоступным того именно города, в котором одном надлежало приносить жертву. Что же? Бог, скажешь, противоречит самому Себе: повелев приносить жертвы в одном только месте, сам же потом запер это место? Вовсе нет; напротив, Он совершенно верен Себе. Сначала Он и не хотел позволить вам жертвы; свидетелем этого приведу самого пророка, который говорит так: услышите слово Господне, князи Содомстии: внемлите закону Бога вашего, людие Гоморстии (Ис. I, 10). А это говорит он не к содомлянам и не к жителям Гоморры, но к иудеям. Называет же их так за то, что они, подражая нечестию тех, вступили в родство с ними. Точно также он называет их и псами (Ис. LVI, 11) и конями женонеистовыми (Иер. V, 8), не потому, чтобы они приняли природу этих животных, но потому, что высказывали их похотливость. Что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь (Ис. I, 11). А мы не видим, чтобы жители Содома когданибудь приносили жертвы: значит, слово это обращено к иудеям, и называет их именем тех по указанной мною причине. Что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь, исполнен есмь всесожжений овних, и тука агнцев, и крове юнцев и козлов не хощу. Ниже приходите явитися Ми; кто бо изыска сия из рук ваших ? Слышал ты глас (Божий), весьма ясно говорящий, что сначала Он не требовал от вас этих жертв? Ибо, если бы требовал их, то этим установлениям первыми подчинил бы всех древних, которые еще до них прославились. Для чего же, скажешь, Он позволил после? Снисходя к вашей немощи. Как врач, видя, что больной горячкою человек, своенравный и нетерпеливый, хочет напиться холодной воды, и угрожает, если ему не дадут, накинуть на себя петлю, или броситься со стремнины, для предотвращения большего зла, допускает меньшее, только бы отклонить больного от насильственной смерти; так точно поступил и Бог. Как увидел Он, что (евреи) беснуются, скучают, хотят жертв, готовы, если им не позволят этого, обратиться к идолам, или даже не только готовы обратиться, но уже и обратились, то позволил им жертвы. И что это было причиной, можно видеть из самого времени (позволения). Бог позволил им жертвы уже после того, как они совершили праздник в честь злых демонов, как бы так говоря им: вы беснуетесь и хотите приносить жертвы; так приносите их, по крайней мере, Мне. Впрочем, и позволив это, Он не навсегда дал такое позволение, но, премудрым способом опять отнял его. Как врач (ничто не мешает мне опять употребить тот же пример), уступая прихоти больного, приносит из своего дома сосуд и приказывает ему пить из него одного, а потом, когда больной согласится на это, тайно велит подающим питье разбить этот сосуд, чтобы незаметно и не подавая вида отклонить больного от его прихоти: так поступил и Бог. Позволив иудеям приносить жертвы, Он не позволил делать это ни в каком другом месте, кроме Иерусалима; потом, когда они несколько времени приносили жертвы, разрушил этот город, чтобы, как врач разбитием сосуда, так и Бог разрушением города  отвлечь их, и по неволе, от этого дела. Если бы Он прямо сказал: перестаньте; они не легко бы согласились оставить страсть к жертвам; но теперь по самой необходимости их местопребывания Он незаметно отвел их от этой страсти. Так пусть будет врач  Бог, сосуд  город, больной  упорный народ иудейский, холодное питье  позволение и свобода приносить жертвы. И вот, как врач отводит больного от его неразумного требования, разбивая сосуд; так и Бог отклонил (иудеев) от жертв, разрушив самый город и сделав его для всех недоступным. Если бы Он не это имел в виду, то для чего заключил все богослужение в одном месте, будучи вездесущим и все наполняя? Для чего же Он, соединив богослужение с жертвами, жертвы с местом, место с временем, время с одним городом, потом разрушил этот самый город? И вот что удивительно и странно: вся вселенная открыта иудеям, и нигде на ней не позволено приносить жертв; один Иерусалим недоступен, а в нем только и позволялось им приносить жертвы. Итак, не ясна ли и не очевидна ли, даже для самых несмысленных, причина разрушения Иерусалима? Если домостроитель, положив уже основание, выведши стены, устроив свод и прикрепив его к одному, положенному в средине камню, отнимет этот камень, то разрушит весь состав здания; так и Бог, сделав город как бы связию (иудейского) богослужения, и потом разрушив его, этим самым разрушил и все остальное здание того богослужения.

7

But let us cease to fight the Jews for the time being. Today we have only just begun the battle, having said as much as was required to warn our brethren, or even much more. At last it is necessary to persuade you, who are present here, to take diligent care of our members, and not to say: "What need do I have? Why should I bother and worry?" Our Lord died for us: and you do not want to say a word? What excuse will you have? What excuse will you get? Tell me, how will you stand boldly before the judgment seat of Christ, showing indifference to the destruction of so many souls? If I could know all those who only run there (to the synagogues), I would not need you, but I myself would very soon correct them. When it is necessary to correct a brother, then, even if it is necessary to give up one's soul, do not refuse; be jealous of your Lord; if you have a servant or a wife, keep them at home with great severity. If you do not allow them to go to the theater, how much more do you not allow them to go to the synagogue, for this is a crime moreover: there is sin, and here is impiety. We do not say this so that you allow them to go to the theater, for this is also bad; but that they should be much more forbidden to go to the synagogue. Why do you flee to see in the synagogue the God-hating Jews, tell me? People blowing trumpets? But it behooves you, sitting at home, to grieve for them and weep over the fact that they resist the commandment of God, rejoice together with the devil. For, as I said before, what is done contrary to the will of God, even if it is permitted when it is permitted, afterwards becomes iniquity, and entails many punishments. The Jews once sounded when they had sacrifices; And now they are not allowed to do so. Listen, why did they receive the trumpets? Make unto thee, saith God, trumpets forged of silver (Num. X, 12); then, speaking of their use, he adds: "Sound the trumpet in them for your burnt offerings and for the sacrifices of your salvation" (10). Where is the altar now? Where is the nod? Where is the tabernacle and the holy of holies? Where is the priest? Where are the cherubim of glory? Where is the golden censer? Where is the purgatory? Where is the cup? Where are the vessels of libation? Where is the fire sent down from above? Have you left everything, and hold only the pipes? Do you see that the Jews play rather than serve (God)? But if we reproach them for their iniquity, how much more do we reproach you for associating with the wicked; (we reproach) not only those who flee there, but also those who could hold them, and do not want to. Don't say to me, "What do I have to do with him? He is a stranger and stranger to me." As long as he is faithful, communes of the same mysteries with you, and goes to the same church, until then he is closer to you and brothers, and acquaintances, and relatives, and everyone in general. Consequently, how are not only those who steal, but also those who could hinder them and did not hinder them, are subjected to the same punishment; In the same way, not only the wicked themselves are punished equally, but also those who could have turned them away from impiety, but did not want to because of negligence or carelessness. And he who buried the talent returned it to his master in one piece; but since he did not multiply it, he was punished. And you, even if you yourself remain pure and blameless, but do not increase your talent, and do not turn your perishing brother to salvation, then you will suffer the same fate as (the slave). Do I demand much of you, beloved? Let each one of you turn one of the brethren to salvation, let him take care of it, let him work so that we may come to the next assembly with great boldness, bringing gifts to God, the most precious gifts, returning (to Him) the souls of those who have gone astray. Even if we have to suffer offenses, receive blows, endure something else, we will do everything to return them. After all, we endure stubbornness, insults and abuse from the sick, we are not grieved by offenses, but we desire only one thing, that the one who acts so recklessly be healthy. And the doctor often tears his clothes, but he does not stop treating him because of this. And if those who care for the bodies show so much diligence, how unseemly is it to indulge in carelessness when so many souls perish, and not to dare to endure any trouble when our limbs rot? That was not what Paul did; And how? Who, he said, is weary, and I am not weary? Whoever is offended, I do not liquefy (2 Cor. XI, 29)? Light this fire within you; and if you see your brother perishing, let him scold you, let him insult you, let him beat you, let him threaten to become your enemy, let him do anything else: endure everything with good humor, if only you may gain his salvation. Let him become your enemy, for God will be your friend, and will reward you with great blessings on that day. May God grant that through the prayers of the saints, even those who have gone astray may be converted to salvation, and that you may be successful in this fishing, and that those very blasphemers (Jews), having forsaken wickedness, may come to know Christ, Who was crucified for them, that we may all glorify with one heart and one mouth the God and Father of our Lord Jesus Christ, to whom be glory and dominion together with the Holy Spirit forever and ever. Amen.

FIFTH WORD.

1