Избранные творения

Пс. 30:3.

τη ενεργεία — буквально: «действием».

То есть Бог был Творцом всегда, даже и прежде творения, потому что в Нем всегда была Его творческая энергия.

1 Кор. 1:30.

Деян. 17:28.

«ενεργούμενος» означает «действующий, но не самостоятельно, а направляемый кем–или чем–либо»; употребляемое в отрицательном смысле означает «одержимый бесом» (Сакалис переводит «ενεργούμενος» как «δραστηριοποιούμενος», дословно означающее по–русски «одеятельнотворенный») . Т. е. логос благобытия является той энергией Божией, содействуя которой совершает человек дела добродетели по апостолу, говорящему о себе: и благодать Его яже во мне не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1 Кор. 15:10).

ενθέμενος буквально: «вставивший», «поместивший».

О божественных именах, V, 8, стр. 432 (р. п., стр. 433).

Некоторые исследователи, впрочем, считают «οι περί Πάνταινον» образным выражением, означающим самого Пантена, которго преп. Максим цитирует по сохранившемуся в к. — л. труде его ученика Климента (труды самого Пантена до нас не дошли) фрагменту его писаний; различные мнения выражаются также на предмет того, докуда простирается цитата. См. Sherwood, стр. 175, прим. 70.

Имеется в виду Климент Александрийский, называемый так по своему главному произведению, «Строматам», подобно тому, как преподобный Иоанн, игумен горы Синайской называется Лествичником от своей книги «Лествица».

Исх. 23:17.

2 Тим. 2:9.

Мф. 7:23.

Ср. 1 Ин. 3:3.

Слово 16, 9, PG, 35, 945 С (р. п., Слово 15, стр. 236–237).

Sherwood переводит это «ηπαρκτικως» как actually.

Слово 14, 7, PG, 35, 865 В (р. п., стр. 208).

Мф. 22:39.