«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Письмо 243

Н., о свете праведников

В ваши края пришел некий благочестивый человек и стал проповедовать народу о великой милости Божией и упорстве грешников. Слезы бежали по его щекам, когда он говорил о том, как огрубели и ослепли люди: не видят они, как велика милость Божия к грешному миру. Одни спрашивали его об одном, другие о другом… а ты молча смотрел на него; ты смотрел на его лицо и не мог насмотреться, ты видел на его лице удивительное таинственное сияние.

Расскажу тебе об Антонии Великом. Три знатных человека посещали Антония: двое постоянно расспрашивали его, и Антоний отвечал им, а третий ничего не спрашивал, он только молча смотрел на него. Наконец Антоний спросил его: «Вот уже который раз ты приходишь ко мне и ни о чем не спрашиваешь, как это?». Но тот человек ответил: «Отче, мне достаточно просто смотреть на тебя».

Так прекрасны и притягательны лица праведников. Такие лица бывают у тех, кто беседует с Богом. Моисей должен был прикрывать лицо покрывалом, ибо так сияло оно, что народ боялся подойти к нему (см.: Исх. 34, 30). А как сияло лицо Господа Иисуса Христа? По преданию, князь Авгарь послал художника из Эдессы, чтобы он на полотне изобразил лик Христа. Но, как ни старался художник, он не мог уловить игру цвета на прекрасном лике и перенести на полотно, ибо на нем переливался некий чудесный свет.

Что тебе сказать о свете праведников? Это свет духа, сияющий сквозь плоть, свет небесный, зримо явленный во плоти, предображение того света, которым праведные воссияют, подобно солнцу, в Царстве Христовом.

Желаю тебе и братьям твоим света праведников.

Письмо 244

писарю Н. П., о исправлении грешников

Пишешь мне, что всегда говоришь правду в лицо и терпишь из-за этого многие неприятности. Меня это не удивляет. Мало больных, любящих врача, который громогласно объявляет им о неизлечимой болезни. Любовь к братьям учит нас не обличать их сурово, а говорить им слова, полезные для их спасения. Вспомни, Спаситель наш не обличил грешницу, которую фарисеи хотели побить камнями, но мягко сказал ей: иди и впредь не греши. Когда апостол Анания пришел к ослепленному Савлу, он не стал негодовать на него за гонения на христиан, но по-евангельски обратился к нему: брат Савл! (Деян. 9, 17).

Расскажу тебе об одной монахине, которая пожаловалась на свою немощь преподобному Серафиму Саровскому. На исповеди она сказала ему, что страдает от гневливости, и в ответ ждала от человека Божия укора и епитимьи. Но вместо этого до ее ушей донеслись мягкие слова духовника: «Сестра, что ты говоришь? У тебя прекрасный, тихий характер, воистину прекрасный, смиренный и кроткий!». Словно ласковый дождь на жаждущую землю пролились эти слова на душу монахини. Двойную пользу получила она от таких слов: себя постыдилась и веру в себя обрела - два основных условия для спасения! Этот пример показывает, что, ободрив человека мягкими, утешительными словами, мы помогаем ему подняться и спастись.

Ты можешь возразить: но святой Серафим не сказал ей правду, а я всем говорю начистоту! Правду сказал Серафим, ту, другую правду, которая заключалась не в осуждении ее гневливости, ибо эта монахиня гневалась лишь изредка, чаще же она была тихой и кроткой. И угодник Божий, как воспитатель и врач, возвысил доброе в ее душе, умолчав о недобром. Зачем ему было говорить о недобром, если она уже сама сказала о нем? Ты же действуешь противоположным образом: каждому в глаза - его зло, его нравственную болезнь! И к тому же говоришь зло, подчеркивая болезнь и умалчивая о добром, которое есть в душе каждого грешника. Вот в чем разница между тобой и тем, чье имя вошло в церковный календарь.

Из одних и тех же уст может исходить холодный и теплый воздух. Так же и в духовном делании: когда грешника можно исправить теплом любви, нельзя пользоваться холодом критики и наказания. Иногда приходится прибегать и к ним, но только изредка нужно сказать: отойди от меня - как Христос сказал Петру; или: серебро твое да будет в погибель с тобою - как сказал апостол Петр Симону-волхву (Деян. 8, 20).

Там же, где можно излить елей на рану, не нужна операция.