Mysticism or spirituality? Heresies against Christianity.

Талантливый человек стремится к освобождению от своего «я», от всего чисто человеческого, случайного в нем – с тем, чтобы обрести в себе непреходящее Божественно-человеческое начало. И здесь талант раскрывается еще в одной своей важной грани – способности к жертвенному, в отречении от себя, служению Богу. Или, иначе говоря, это способность к самозабвению в себе случайного для обретения себя подлинного в самостоянии в Боге. Человек вообще может состояться как человек только в этой самоотдаче. Это неотъемлемое качество человека, как такового, как существа, носящего в себе образ и подобие Божие. Поэтому и талант как совокупность высших качеств, присущих человеку, – есть способность к самоотдаче и жертве, ибо жертвенность есть качество священное – и этой жертвою освящается человек. В этом жертвенном служении он и становится подлинным человеком.

Но служить Богу можно только определенными способностями – нельзя, например, служить Богу способностью к дальнему плевку или способностью съесть больше всех куриных окорочков и выпить больше всех кружек пива. Значит, талант – это не всякая способность, а специфическая, которой можно служить Богу. Талант – это дар, исходящий от Бога – и поэтому он и должен быть возвращен Богу умноженным соработничеством с Ним. Поэтому человек не только обладатель таланта, но и его созидатель, то есть талант – это одновременно и потенция, и реализованная актуальность. Талант – это способность к высшей, духовной деятельности, которая продвигает к высшему и самого творческого автора, и тех, кто пользуется плодами его творческого труда, но именно поэтому талант не может быть природной способностью, ибо сама природа и все, что от нее рождается, занимает в мироздании совсем не высшую ступень.

Талант в спорте

Могут задать вопрос: «А как же спортивный талант? Является ли он природной способностью, ведь спортивные достижения связаны с телом, а оно связано с рождением, то есть с природой»? Мы привыкли связывать спортивный талант с конституциональными возможностями тела, но есть примеры, когда рекордсменкой по плаванию на дальнюю дистанцию стала пловчиха с усеченными конечностями (и руки, и ноги), а на рекордные результаты в беге претендует спортсмен, лишенный ступней, и бегающий на специальных приспособлениях. Поэтому спортивный талант – это нечто преодолевающее природную конституцию и ограниченность тела. Чтобы достичь чего-то в спорте необходимо усилие воли, а направление воли – это вектор свободы, и это уже область духа.

Но здесь возникает другой вопрос: «На что направлена наша свобода? Достойно ли это реализации»? Ведь в древности спортивные соревнования были подготовкой к воинскому делу – они были проверкой боевой готовности соревнующихся к защите отечества. Воин готовился к этому прежде всего духовно, настоящий воин – это воин духа, жертвующий своей жизнью ради жизни других. Сегодня спорт стал областью замкнутой на самой себе – спортивное достижение стало и смыслом и целью занятий спортом. Чего только не делают в наши дни для достижения высоких спортивных результатов?

В своей книге «Олимпизм и Новый мировой порядок» (Белград, 2000) баскетболист мирового уровня Любодраг Симонович раскрывает тайные механизмы большого спорта и, в частности, подробно описывает практикуемую спортсменами систему допингов, приема стимулирующих препаратов и гормонов во время тренировок. Во время тренировочного процесса спортсмены наблюдаются десятком врачей-специалистов, каждый из которых выписывает спортсменам кучу препаратов для усиления работы органов, роста мышечной массы, увеличения количества крови. Таблетки спортсменам приходится принимать горстями – такова дневная норма препаратов (20 таблеток) [146]. И они вынуждены все эти таблетки принимать (за этим строго следят). В некоторых странах спортсмены заключают специальные контракты, в которых специально оговаривается обязательный прием препаратов.

Раньше многие допинговые препараты не были запрещены – и ими пользовались почти все профессиональные спортсмены. Но и после того, как допинг-контроль усилили, многие спортсмены продолжают принимать некоторые препараты во время тренировочного процесса, прекращая их прием тогда, когда допинг-контроль уже не может установить его наличие в крови. Существуют также различные способы, с помощью которых спортсмены обходят допинг-контроль – здесь спортсменов обязывают обманывать идти на унизительные уловки, когда чистая моча с помощью хитроумных способов подается на анализ в комиссию по допинг-контролю, а также принимать специальные препараты, скрывающие присутствие допинга в организме [147]. По оценке профессора Вильямса, специально занимавшегося вопросами допинга, в США «среди тяжеловесов-штангистов и в бодибилдинге свыше 90% спортсменов принимают анаболики; среди метателей ядра, копья и диска, а также среди регбистов 70–80% из них использует это средство; среди спринтеров и десятиборцев – 40–50%; а в видах спорта на выносливость – 10%» [148]. Но это данные устаревшие – сегодня уже в большом спорте невозможно удержаться, не прибегая к допингу.

Олимпийская чемпионка, рекордсменка мира, американская бегунья Джекки Гриффит-Джойнер, известная под прозвищем «Фло-Джо», в списке спринтеров на сто метров не в мире, а только в США находилась на семнадцатом месте. «В течение года, – сообщает Любодраг Симонович, – она достигла результатов, про которые Чарли Френсис (Charlie Francis) – бывший тренер Бена Джонсона (Ben Johnson) – сказал, что они “уничтожили историческую орбиту развития спорта” и что ее результаты “на пятьдесят лет впереди планированных результатов”». Она ни разу не была поймана на допинг-контроле, но в печати постоянно появлялись свидетельства тех, кто продавал ей мужские гормоны роста. Журналисты называли ее «гермафродитом, накачанным допингом» [149].

Сегодня спортсмен становится лишь винтиком в спортивной индустрии, в которой фармацевт стал важнее самого спортсмена – и спортсмен, отказывающийся участвовать в этом химическом соревновании, не имеет никаких шансов выйти на арену большого спорта. Причем же здесь его талант? Важнее его умение вертеться, лгать, договариваться и расплачиваться с теми, кто обслуживает его нашпигованное химией тело. Мастер спорта по лыжным гонкам, доктор медицинских наук, профессор факультета физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета им. Ленина Владимир Дубровский говорит о роли врача в современном спорте: «Элитный спорт держится на врачах» [150]. Но если элитный спорт держится на врачах, то, значит, талант спортсмена сегодня играет слишком малую роль, а вот талант врача определяет все успехи и результаты в спорте. Парадокс современного спорта – спортсмен сегодня представляет достижения совсем в другой области.

Еще один парадокс – считается, что спорт улучшает здоровье, но реально из-за такого интенсивного приема препаратов спортсмен к сорока годам становится развалиной. В Италии со спортсменом, вступающим в большой спорт, даже заключается специальный договор, которым те, кто обязывают спортсмена принимать анаболики и другие средства, снимают с себя ответственность за последствия от приема химических средств. В типовом договоре спортсмен должен подписаться и под такой фразой: «по свободной воле желаю подвергнуться терапии медикаментами… Ознакомлен с возможными токсическими воздействиями» [151]. Это грех против своего тела и обман доверчивых зрителей, но этот грех кажется невинным по сравнению с тем грехом, на который решаются многие спортсмены, чтобы повесить себе на грудь кусок золота, серебра или бронзы.

Во время беременности у женщин увеличивается количество крови на 40%, увеличивается сердце, количество красных кровяных телец, резко возрастает количество гормона прогестерона, который увеличивает силу и гибкость в мышцах, а также повышает выносливость организма, а это приводит к тому, что спортсменки добиваются высоких результатов. Непосредственно перед соревнованиями спортсменки специально беременеют, а затем избавляются от плода. Поистине это кровавые жертвы высокому результату, популярности и золотому тельцу. Неужели в этом заключен смысл таланта? Ведь талант – это способность видеть мир в масштабах Вечности, а в этих масштабах часто то, что мы ценим, теряет свою значимость, а то, на что мы прежде даже не обращали внимания, приобретает непреходящее значение. Но только в этих масштабах и можно увидеть реальность мира и любого явления и поистине оценить его. В том числе и спорт подлежит суду Вечности. Но не о Вечности думают спортсмены, когда перед соревнованиями их соединяют в любовные пары, а тренеры спят с малолетними спортсменками лишь для достижения высокого результата. Когда было установлено, что секс накануне соревнования резко повышает результаты – такая «подготовка» к соревнованиям стала узаконенной нормой, спортсмены должны были выполнять предписания тренеров и по расписанию спать с тем, кого ему назначали в пару на ночь перед соревнованием [152]. В таком виде спорт стал не достижением, а падением – изменой Богу, человеку и даже здравому смыслу.

Спортсмен в наше время стал объектом экспериментирования. Все новые и новые препараты, еще по-настоящему непроверенные, вводят в употребление спортсмены. Они соглашаются на экзотические хирургические операции. Например, некоторые прыгуны, чтобы достигнуть более эффективного отталкивания подрезают себе сухожилия на ногах. Сегодня, рискуя своим здоровьем, ибо никогда не бывает стопроцентной гарантии при любой операции, они достигают своей цели, но что ждет их через несколько лет или в старости, ведь то, что способствует отталкиванию, не помогает, а мешает ходьбе. Уже обсуждается возможность улучшения физических возможностей с помощью генной инженерии. Спортсмен и здесь станет заложником и первым подопытным «кроликом» новых технологий, позволяющих выйти на уровень невиданных достижений в спорте, еще зародышем подвергнувшись атаке генов, собранных от лучших спортсменов мира. Вряд ли что-то может остановить тех, кто стоит у руля в большом спорте, если речь идет о больших деньгах. Спорт уже сегодня порождает уродов, у которых даже невозможно точно определить пол [153], а завтра он породит монстров и не знающих усталости роботов.

Спортсмен в наше время – это, скорее, шоумен, его достижения применяются почти исключительно в этой области. Спорт, как шоу, предельно оторван от реальной жизни. Доходит до абсурда: какая-нибудь немощная, прихрамывающая бабулька способна опередить выдающегося спортсмена-атлета, например, в косьбе, в сборе ягод, в прополке огорода. Поэтому проблемы современного спорта – это проблемы духовные. Да и вообще талант – есть нечто целостное, он охватывает всю духовную, психическую и телесную жизнь человека, – и если теоретически мы можем сделать подобное разделение, то в жизни это сделать невозможно. Занятия телом прежде называли физической культурой, то есть частью вообще культуры, в лоне которой происходит становление человека. Дух соревнования в физическую культуру был привнесен тогда, когда это целостное восприятие культуры и ее значения было утеряно и когда материальное первенство стало единственным критерием положения в обществе. Спорт в нынешнем виде – это плод такого исключительно материального подхода к миру и человеку. Но человек это не только тело – да и сами спортсмены подтверждают этот тезис, поэтому и талант в спорте – это не физическая одаренность и телесные способности.