Mysticism or spirituality? Heresies against Christianity.

Олимпийская чемпионка, рекордсменка мира, американская бегунья Джекки Гриффит-Джойнер, известная под прозвищем «Фло-Джо», в списке спринтеров на сто метров не в мире, а только в США находилась на семнадцатом месте. «В течение года, – сообщает Любодраг Симонович, – она достигла результатов, про которые Чарли Френсис (Charlie Francis) – бывший тренер Бена Джонсона (Ben Johnson) – сказал, что они “уничтожили историческую орбиту развития спорта” и что ее результаты “на пятьдесят лет впереди планированных результатов”». Она ни разу не была поймана на допинг-контроле, но в печати постоянно появлялись свидетельства тех, кто продавал ей мужские гормоны роста. Журналисты называли ее «гермафродитом, накачанным допингом» [149].

Сегодня спортсмен становится лишь винтиком в спортивной индустрии, в которой фармацевт стал важнее самого спортсмена – и спортсмен, отказывающийся участвовать в этом химическом соревновании, не имеет никаких шансов выйти на арену большого спорта. Причем же здесь его талант? Важнее его умение вертеться, лгать, договариваться и расплачиваться с теми, кто обслуживает его нашпигованное химией тело. Мастер спорта по лыжным гонкам, доктор медицинских наук, профессор факультета физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета им. Ленина Владимир Дубровский говорит о роли врача в современном спорте: «Элитный спорт держится на врачах» [150]. Но если элитный спорт держится на врачах, то, значит, талант спортсмена сегодня играет слишком малую роль, а вот талант врача определяет все успехи и результаты в спорте. Парадокс современного спорта – спортсмен сегодня представляет достижения совсем в другой области.

Еще один парадокс – считается, что спорт улучшает здоровье, но реально из-за такого интенсивного приема препаратов спортсмен к сорока годам становится развалиной. В Италии со спортсменом, вступающим в большой спорт, даже заключается специальный договор, которым те, кто обязывают спортсмена принимать анаболики и другие средства, снимают с себя ответственность за последствия от приема химических средств. В типовом договоре спортсмен должен подписаться и под такой фразой: «по свободной воле желаю подвергнуться терапии медикаментами… Ознакомлен с возможными токсическими воздействиями» [151]. Это грех против своего тела и обман доверчивых зрителей, но этот грех кажется невинным по сравнению с тем грехом, на который решаются многие спортсмены, чтобы повесить себе на грудь кусок золота, серебра или бронзы.

Во время беременности у женщин увеличивается количество крови на 40%, увеличивается сердце, количество красных кровяных телец, резко возрастает количество гормона прогестерона, который увеличивает силу и гибкость в мышцах, а также повышает выносливость организма, а это приводит к тому, что спортсменки добиваются высоких результатов. Непосредственно перед соревнованиями спортсменки специально беременеют, а затем избавляются от плода. Поистине это кровавые жертвы высокому результату, популярности и золотому тельцу. Неужели в этом заключен смысл таланта? Ведь талант – это способность видеть мир в масштабах Вечности, а в этих масштабах часто то, что мы ценим, теряет свою значимость, а то, на что мы прежде даже не обращали внимания, приобретает непреходящее значение. Но только в этих масштабах и можно увидеть реальность мира и любого явления и поистине оценить его. В том числе и спорт подлежит суду Вечности. Но не о Вечности думают спортсмены, когда перед соревнованиями их соединяют в любовные пары, а тренеры спят с малолетними спортсменками лишь для достижения высокого результата. Когда было установлено, что секс накануне соревнования резко повышает результаты – такая «подготовка» к соревнованиям стала узаконенной нормой, спортсмены должны были выполнять предписания тренеров и по расписанию спать с тем, кого ему назначали в пару на ночь перед соревнованием [152]. В таком виде спорт стал не достижением, а падением – изменой Богу, человеку и даже здравому смыслу.

Спортсмен в наше время стал объектом экспериментирования. Все новые и новые препараты, еще по-настоящему непроверенные, вводят в употребление спортсмены. Они соглашаются на экзотические хирургические операции. Например, некоторые прыгуны, чтобы достигнуть более эффективного отталкивания подрезают себе сухожилия на ногах. Сегодня, рискуя своим здоровьем, ибо никогда не бывает стопроцентной гарантии при любой операции, они достигают своей цели, но что ждет их через несколько лет или в старости, ведь то, что способствует отталкиванию, не помогает, а мешает ходьбе. Уже обсуждается возможность улучшения физических возможностей с помощью генной инженерии. Спортсмен и здесь станет заложником и первым подопытным «кроликом» новых технологий, позволяющих выйти на уровень невиданных достижений в спорте, еще зародышем подвергнувшись атаке генов, собранных от лучших спортсменов мира. Вряд ли что-то может остановить тех, кто стоит у руля в большом спорте, если речь идет о больших деньгах. Спорт уже сегодня порождает уродов, у которых даже невозможно точно определить пол [153], а завтра он породит монстров и не знающих усталости роботов.

Спортсмен в наше время – это, скорее, шоумен, его достижения применяются почти исключительно в этой области. Спорт, как шоу, предельно оторван от реальной жизни. Доходит до абсурда: какая-нибудь немощная, прихрамывающая бабулька способна опередить выдающегося спортсмена-атлета, например, в косьбе, в сборе ягод, в прополке огорода. Поэтому проблемы современного спорта – это проблемы духовные. Да и вообще талант – есть нечто целостное, он охватывает всю духовную, психическую и телесную жизнь человека, – и если теоретически мы можем сделать подобное разделение, то в жизни это сделать невозможно. Занятия телом прежде называли физической культурой, то есть частью вообще культуры, в лоне которой происходит становление человека. Дух соревнования в физическую культуру был привнесен тогда, когда это целостное восприятие культуры и ее значения было утеряно и когда материальное первенство стало единственным критерием положения в обществе. Спорт в нынешнем виде – это плод такого исключительно материального подхода к миру и человеку. Но человек это не только тело – да и сами спортсмены подтверждают этот тезис, поэтому и талант в спорте – это не физическая одаренность и телесные способности.

Талант и нравственность

Талант – это также и способность к благоговению перед тайной иного мира и красотой этого – перед Премудростью Божией. Восхищение тайной и красотой Божиего мира рождает в человеке смирение, потому что его высокое призвание к соработничеству с Богом наиболее ярко иллюстрирует ему неготовность и неспособность к этому в своем нынешнем состоянии. Человек ясно осознает, что без Бога он не способен к изменению, поэтому главный признак таланта – это смирение перед Божественной волей. А творчество, в этом смысле – есть смиренное служение Богу, потому что любое подлинное творчество предполагает бытие Того, Кто создал этот мир и управляет им. Вера в существование Бога является необходимым условием всех подлинных творческих усилий, открытий и реальных достижений человечества, что подтверждается опытом выдающихся людей науки, искусства и других отраслей культуры.

Талантливый человек должен обладать живой, способной к отклику на Божественные призывы и укоры совестью, ибо бессовестный человек не может родить ничего неподдельно талантливого, он способен только на создание суррогатов и подражаний, по той простой причине, что его творчество будет только имитировать Божественное руководство и участие, но никогда не будет являться таковым по существу, ибо голос совести, учат нас святые отцы, есть призывы и укоры Бога к человеку.

Даже если талантливый человек способен к созерцанию высших смыслов, преображенной красоты и образцов высокой нравственности, но не обладает той степенью искренности, которая охватывает его до глубины потаенных уголков души, то все, что он откроет в этом созерцании, будет искажено его лицемерием и искривлено скрытым лукавством. Победить лукавство невозможно собственными силами, поэтому центральная молитва христианской веры содержит просьбу к Богу избавить нас от лукавого (см.: Мф. 6, 13).

Подлинная сила творчества рождается не от человеческого лукавства, а от Божией правды, ибо не в силе Бог, а в правде. А глубина осмысления бытия приходит вместе с благоговейной, смиренной молитвой, поэтому творческое служение Богу и людям невозможно без молитвы. И талант – это, прежде всего, способность к молитве, искреннему покаянию и изменению себя. Кто не может или не хочет меняться, тот вольно или невольно укрепляется в своем эгоцентризме. Эгоизм делает человека слепым для горнего мира, а, стало быть, и не талантливым. Только тот, кто способен выйти за рамки эгоизма и искренне любить, тот и может называться талантливым. Талантливый человек не стремится к популярности и власти – он борется со своим властолюбием и побеждает его, потому что властолюбие несовместимо с талантом, ведь талант – это дар, который необходимо свободно отдавать, а властолюбие – это страсть, направленная на собственное эго, заставляющая других поклоняться и служить ему, а не Богу.

Талант связан с правдой Божией и правдивостью, можно даже определить талант, как способность к правдивости и неспособность к лицемерию и лжи. Ложь отравляет душу и делает ее неспособной к созерцанию и творческой реализации пережитого, потому что это требует мобилизации лучших качеств души, а отравленная душа все равно, что подстреленная птица – вроде и крылья есть, а летать уже не может. Лицемерное же отношение к жизни приводит к пошлости, а пошлость иссушает душу и делает ее безблагодатной пустыней, в которой все живое хиреет, уродуется и умирает. Человек с такой изуродованной душой не может породить ничего полноценного, значимого и здравого.

Талантливый человек обязательно должен обладать нравственным опытом преодоления греха, потому что талант, испорченный греховной жизнью, обесценивается и даже становится чем-то противоположным таланту. Но это должен быть свой опыт – его нельзя заменить беседой об этике, рассказом о морали или созданием образа нравственного человека, потому что без опоры на собственный нравственный опыт это будет пересказом чужого опыта. Без собственного опыта человек не сможет реализовать свой талант, потому что талант питается живым переживанием своей греховности и причастностью к преображенному миру. В борьбе с грехом талант крепнет – и свет преображенного мира светит ему во тьме мира. Без нравственной борьбы с грехом талант всегда опошляется, он теряет свою глубину, которая выражается в целостности (целомудрии).