Mysticism or spirituality? Heresies against Christianity.

Самое главное качество талантливого человека – способность противостоять силе зла, стремиться к добру даже тогда, когда все окружающее активно вовлекает его во зло. Библейский пример с Лотом – яркая иллюстрация этого противостояния не на жизнь, а на смерть. Но для того, чтобы осуществлять добро, нужно уметь его отличать от зла. Поэтому талант напрямую связан с этой способностью, и, в высшем смысле, – это и есть способность отличать одно от другого, ибо различать добро и зло – есть привилегия богов (см.: Быт. 3, 5), то есть высшая способность. Открывая высшие ценности и красоту горнего мира, талантливый человек становится вольным причастником добра и невольным обличителем зла, ибо показывает его несостоятельность, недостоверность и его несоответствие подлинному бытию. За это талантливый человек становится общественным изгоем, ненавидимым всем миром, который живет по закону наслаждения похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской (см.: 1 Ин. 2, 16), где нравственность забыта, а мораль является лишь прикрытием прагматики, заключающейся в целесообразности приобретений для себя, а не для общества. Это свободный выбор человека, ему кажется, что он освобождается, но на самом деле – это всецелое порабощение закону бесконечного падения в бездну и самого человека, и обделенного им общества. Люди, поддавшиеся такому соблазну, разлагают общество, уничтожают все фундаментальные его связи. В таких социальных образованиях власть непременно переходит от бескорыстной аристократии духа к поклоняющейся золотому тельцу олигархии, но и здесь не удерживается, попадая в хищные лапы беспощадных и беспринципных воров и бандитов.

Закон падения, однако, несвойственен таланту, ибо талант всегда восходит, а бездарность падает, увлекая в поток падения и окружающих. Восхождение же требует воздержания от соблазна – аскетического подвига, поэтому талантливый человек почти всегда лишенец: во-первых, развращенное общество из ненависти лишает его благ, во-вторых, – и сам он ограничивает себя в потреблении, ибо обилие и роскошь развращают дух, а в творчестве приводят к пошлости. Зло вообще не может созидать, оно способно только разрушать, оно вообще не может быть причастно жизни, ибо Бог не создал зла – и тот, кто творит зло, не может быть назван талантливым.

Столь разительное отличие, наблюдаемое в мировоззренческом менталитете деятелей современной культуры от деятелей культуры традиционной, объясняется недостойным использованием свободы. Талант же заключается в разумной реализации свободы без злоупотребления ею. Поэтому современную эпоху можно назвать неталантливой, хотя таланты ищут повсюду, даже днем с огнем, а не находят, потому что не знают, что надо искать.

О современной потребности

в талантах

Таким образом, нынешний повсеместный поиск талантов – есть лишь спекуляция и паразитация на действительном призыве жизни к обнаружению и поставлению в центр общественной жизни подлинных талантов, ибо обновление жизни, в котором так нуждается сегодня мир, невозможно, если подлинно талантливые люди не займут центральное место в духовной, общественно-политической и культурной жизни человечества. Паразиты всегда слетаются на разлагающуюся жизнь, они же первыми набрасываются и на зарождающуюся жизнь, но сила жизни исходит от Бога и потому все паразиты погибнут, когда жизнь вступит в свои права, когда общество одумается, оттеснит паразитов от источников жизни и поставит распоряжаться ими людей, наделенных от Бога талантами. Искать таланты – это жизненная необходимость для любого народа – и если ему удается найти и выдвинуть истинные таланты для общественного служения, то такой народ ожидает подлинный общественный успех. Там же, где ищут таланты, служащие самим себе, народ постигает пагуба и масштабная катастрофа. Можно сказать, что наше будущее, а в сегодняшней постановке вопроса, и наша жизнь зависят, от того, сумеем ли мы найти и выдвинуть к служению народу истинные таланты.

Раздел второй

Разум и мистика