Mysticism or spirituality? Heresies against Christianity.

45 Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков. М., 1971. С. 85.

46 Там же. С. 141.

47 Там же. С. 156.

48 Музыкальная эстетика России XI–XVIII веков. М., 1973. С. 73, 75.

49 Вопросы теории и эстетики музыки. Л., Вып.13. С. 66.

50 Орлова Е. Лекции по истории музыки. М., 1977. С. 138.

51 Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978. С. 226.

52 Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. М., 1938. С. 84.

53 См. Успенский Н.Д. Русский церковный раскол XVII века как следствие коллизии двух богословий. – Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. 1978. № 97–100.

54 Металлов В., протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в России. М.,1915. С. 94.

55 Там же. С. 94.

56 Там же. С.107.

57 Один очень яркий пример хотелось бы все-таки привести. Он относится к обновленческому расколу. В программу церковных преобразований обновленцев, Союза Общин Древней Апостольской Церкви (СОДАЦ), входил пункт о введении в богослужение органной музыки.

58 Кремлев Ю. Русская мысль о музыке. Л.: Музгиз, 1958. Т. II. C. 291

59 Глинка М.И. Литературное наследство. Л.: Музыка, 1968. Т. II. С. 276.

60 Гозенпуд А. Достоевский и музыка. Л.: Музыка, 1971. С. 80.

61 Кремлев Ю. Русская мысль о музыке. Л.: Музгиз, 1958. Т. I. С. 156.

62 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти томах. М., 1958. Т. VII. С. 41.

63 Кремлев Ю. Русская мысль о музыке. Л.: Музгиз, 1958. Т. I. С. 115.

64 В строгом смысле Чайковского нельзя назвать западником, творчество его носило также национальный оттенок, но его интонационномелодическим багажом была городская песня, складывавшаяся под влиянием западной культуры, тогда как у «кучкистов» таким багажом была песня народная.

65 Кремлев Ю. Русская мысль о музыке. Л.: Музгиз, 1958. Т. II. С. 586.

66 Там же. С. 292.

67 Эти творческие принципы «Могучей кучки» изложены в письме М.А. Балакирева к П.И. Чайковскому от 4 октября 1869 года.

68 Примечание автора.

69 Материалы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. М.: Музгиз, 1954. Т. I. С. 531

70 Пушкин А.С. Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Издательство «Правда», 1969. С. 272. Далее все цитаты из повести даны по этому изданию лишь с указанием страницы в скобках.

71 Однако для самого Лопухина эти аскетические задачи, по-видимому, были пустой декларацией. Граф Ф.В. Растопчин характеризует его, как человека безнравственного, пьяницу, преданного разврату и противоестественным порокам, как человека, который «соглашался пойти на какие угодно дела». Один известный исторический эпизод, даже комический сам по себе, рисует его нравственный портрет наилучшим образом. Лопухин был приглашен на обед к императору Александру, где ему должны были объявить о его назначении министром просвещения. Но Лопухин так упился за столом, что вопрос о его назначении отпал сам собой. Однако какова же была сила влияния масонства на назначение высокопоставленных чиновников, если такого человека предлагали на эту должность, и если, несмотря на такой нравственный облик, он, все-таки, был сенатором.

72 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991. С. 128.