Преподобный Иоанн Карпафийский -СОЧИНЕНИЯ-/-К монахам, находившимся в Индии, писавших к нему сто увещательных

71. Тот, кто в этой жизни умер грешной смертью и главной жизнью имел жизнь по плоти (ср. Рим.8,12), справедливо боялся разлучения с плотью, отделяющего его от сподручной жизни. Праведник же, до разлучения с плотью законом добродетели отделившийся от плоти и считавший смертью жизнь по плоти (как говорит блаженный Павел: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» [Рим.7,24]), – таковой, как справедливо приходящий к жизни, почитает любезной осязаемую смерть как возводящую его к истинной жизни.

72. Там спешит быть любой, где его имущество и что порабощает его вожделение. Приобретшие имение на небесах (ср. Мф.19,21), словно посылаемые в свою отчизну, стремятся к выхождению из тела (ср. 2 Кор.5,8); для тех же, кто беден добродетелями, разлука с телом – изгнание [на чужбину], лишающее их имения и привычных для них удовольствий.

73. Дурное согласие яростной и вожделеющей [способностей] порождает печаль и гнев, зависть, неправедную ненависть, злопамятство и все близкое этим [порокам]. Если же ум лучшим помыслом отделит одну от другой названные способности и яростное [начало] начнет войну в защиту тех добродетелей, которые внушаются божественным страхом, то он ниспровергает неразумные порывы вожделения, благословно подвигая ярость на гнев, дабы не согрешить склонением вожделения к дурному; и это означает «гневайтесь и не согрешайте » (Пс.4,4).

74. Исполнение практической [добродетели] аналогично семенам, безупречное возделывание которых и созревание порождает знание, соответствующее практике. «Сейте себе в праведность; пожинайте себе в плод жизни; просветите себе свет знания » (Ос.10,12).

75. Каждое осязаемое семя естественно производит подобное по роду: так, из хлебного зернышка произрастает хлеб, и чечевичное зерно и каждое из прочих семян порождает [себе] подобное. Но с семенами добродетели дело обстоит не так. Ведь одно и то же [семя], когда над ним трудятся и оно сеется часто двумя или тремя и более работниками, порождает разные плоды, так что одного делает в знании рабом Божиим, второго – другом, третьего – сыном. Различие же в плодах, рождающихся от одного семени, производят помышления, которыми движутся бросающие в себя семена дел. Добро[е семя], сеемое от помышления страха Божия, порождает раба Божьего; от начальной любви – производит друга Божьего; а от совершенной любви – соделывает сына Божьего.

76. Если мы познаем, во что превратили себя своими дурными делами, тогда узнаем, какими сотворил нас по природе Бог.

77. Ум, познавший себя по природе, никого не порицает за те внешние обиды, которые он терпит или переносит: ведь если бы он не пострадал прежде без кого–то, то не страдал бы от кого–то.

78. Воздержание есть узда, сдавливающая порыв вожделевающего [начала] к брашнам, деньгам или славе.

79. Три следующих друг за другом подвига ждут душу в делании добра и хранении [его]. Первый – противоборство препятствующим ее стремлению свершить нечто добродетельное; второй подвиг – сохранить добытое добро неразграбленным, когда помысел отталкивает от себя похвалы извне; третий подвиг – противление самодовольству и самомнению.

80. Всякая вдова стала бесплодной до вдовства.

81. Если сказано, что, после того как «утвердилась на нас милость » Бога, «все народы хвалят » Его (Пс.116,1–2), то певший о восьмерице разумно молвил, что никто во аде не исповедуется Богу, так как он говорит «во аде кто исповедуется Тебе?» (Пс.6,6) вместо «никто».

82. Если «милостив Господь и праведен, и Бог наш милует » (Пс.114,5), то по [Своей] благости Создавший нас правосудием воспитывает отступивших [от Него], а милостью привлекает [к Себе].

83. Когда ты бежишь подражания дурным, вместе избегай говорить против них, ибо злословие отрицает любовь и презирает страх.

84. Послушание есть повиновение без рассуждения, окрыляющее к беспечальному исполнению повелений. Или иначе, послушание – совершенное подчинение, лишенное собственной воли и невозмутимо движимое к действию одним кивком настоятеля.