Hieromartyr Irenaeus of Lyons

3. Захария, пророчествуя, восклицал: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой, и сотворил ему избавление, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, раба Своего, как Он возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас, дабы показать милость к отцам нашим и вспомянуть святый завет Свой, клятву, которою Он клялся отцу нашему Аврааму, что даст нам, освобожденным от руки врагов наших, без страха служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни наши (Лк. 1:68 и пр.). Потом он говорит Иоанну: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать разуметь народу его спасение в прощении грехов их (Лк. 1:76). Ибо сего познания спасения недоставало им, т. е. (познания) Сына Божия, которое сообщил Иоанн, говоря: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня, и от Его Полноты мы все получили (Ин. 1:29; 15:16). Итак, вот какое познание спасения: (здесь не говорится) о другом Боге, о другом Отце, ни о Глубине, ни о Плироме из 30 эонов, ни о матери Осмерицы; но познание спасения есть познание Сына Божия, Который, поистине, называется и есть и спасение, и Спаситель, и совершение спасения. Спасение: Я ожидал спасения Твоего, Господи (Быт. 49:18). Спаситель: Вот Бог мой, Спаситель мой, буду уповать на Него (Ис. 22:2). Совершение спасения: Бог сделал известным спасение Свое пред лицом народов (Пс. 97:2). Ибо Он есть Спаситель, потому, что есть Сын и Слово Божие; совершение спасения, потому что Дух, ибо говорится: Дух нашего лица, Христос Господь (Плач. 6:20); спасение же, потому что – плоть; ибо Слово стало плотию и жило среди нас (Ин. 1:14). Такое–то познание спасения сообщал Иоанн кающимся и верующим в Агнца Божия, берущего на Себя грех мира.

4. Ангел Господень, говорит (Лука), явился пастухам, возвещая им радость, что родился в дому Давидовом15 Спаситель, Который есть Христос Господь; потом (явилось) многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу и на земли мир людям благой воли (Лк. 2:13)16. Ложно называемые гностики говорят, что эти ангелы пришли от Осьмерицы и объявили сошествие горнего Христа. Но они опять заблуждаются, когда говорят, что горний Христос и Спаситель не родился, но после крещения, бывшего по домостроительству Иисуса17 Он сошел на Него в виде голубя. Посему, согласно с их мнением, ангелы Осьмерицы лгали, когда говорили. что ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2:11). Ибо, по их мнению, тогда родился не Христос, не Спаситель, но бывший по домостроительству Иисус, Который от мироздателя (Димиурга), и на Которого после крещения, т. е. после 30 лет, сошел, по их словам, горний Спаситель. Но для чего (ангелы) прибавили «в городе Давидовом», если не для того, чтобы возвестить радость, что исполнилось обетование, данное Богом Давиду, что от плода чрева будет вечный Царь? ибо Творец всей вселенной дал обетование Давиду, как сам Давид говорит: помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю (Пс. 123:8); и еще: в руке Его концы земли, и высоты гор – Его. Ибо Его море, и Он сотворил его, и Его руки основали сушу. Приходите, поклонимся и припадем пред Ним и восплачем пред лицом Господа, сотворившего нас, ибо Он есть Господь Бог наш (Пс. 44:4 и пр.). Святый Дух ясно возвещает чрез Давида слушателям его, что будут презирающие Того, Кто создал нас, и Один только есть Бог. Посему, он и сказал вышеприведенные слова, внушая следующее: не заблуждайтесь; кроме или выше Его нет другого Бога, на которого более вы должны были бы полагаться, – чтобы сделать нас благочестивыми и благодарными к Тому, Кто создал, устроил и питает нас. Что же будет тем, которые измыслили такое богохульство против своего Творца? Ту же истину возвещают и ангелы. Ибо восклицая: «Слава в вышних Богу и на земле мир», они сими словами прославили Того, Кто есть Творец вышних, т. е. пренебесных вещей, и Создатель всего на земле, Который всему созданию, т. е. людям, послал с неба Свою милость спасения. Посему, и пастухи, говорит он, возвратились, славя Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было (Лк. 2:20). Ибо пастухи Израильские прославляли не иного Бога, но Того, Который был проповедан законом и пророками, Творца всего, Которого славили и ангелы. Если же ангелы от Осьмерицы славили одного Бога, а пастухи – другого, то ангелы от Осьмерицы принесли им заблуждение, а не истину.

5. Далее Лука говорит о Господе: Когда исполнились дни очищения, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как написано в законе Господнем, чтоб всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящаем Господу, и чтобы принести жертву, как сказано в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2:22–24); и сам очень ясно называет Господом Того, Кто дал закон. И Симеон, говорит он, благословил Бога и сказал: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Господи, с миром, ибо видели очи мои Спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников и Славу народа Твоего Израиля (Лк. 2:26–32). И Анна пророчица говорит он, подобным образом славила Бога, увидев Христа, и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления Иерyсалима (Лк. 2:36:38). Все это доказывает, что Один Бог, Который чрез пришествие Сына Своего открывает людям новое домостроительство свободы, новый завет.

6. Поэтому, и Марк, истолкователь и спутник Петра, так начал свое Евангельское писание: Начало Евангелия Иисуса Христа Сына Божия, как написано у пророков: вот я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой18. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези пред Богом нашим (Мк. 1:1 и пр.). Он ясно называет началом Евангелия слова святых пророков, и Кого они исповедали Господом и Богом, Того он показывает Отцом Господа нашего Иисуса Христа, Который и обещал Ему послать Своего вестника пред лицом Его: это и был Иоанн, в духе и силе Илии, вопиющий в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези пред Богом нашим. Пророки же не возвещали то того, то другого Бога, но Единого и Того же, хотя с разными обозначениями и под многими именами, ибо Отец многообразен и богат, как я показал в предшествующей книге, и впоследствии докажу это из самих пророков. В конце Евангелия Марк говорит: Итак, Господь, после беседования с ними, вознесся на небеса и сидит одесную Бога (Мк. 16:19), подтверждая сказанное пророком: Господь сказал Господу моему: сиди по правую сторону Меня, пока я сделаю врагов Твоих подножием ног Твоих (Пс. 109:1). Таким образом Один и Тот же Бог и Отец, Которого возвещали пророки, проповедует Евангелие, Которого чтим и от всего сердца любим мы христиане, как Творца неба и земли и всего, что в них.

Гл XI. Доказательства из Евангелия Св. Иоанна. Евангелий четыре – ни более, ни менее

1. Эту веру возвещает Иоанн, ученик Господа, и чрез возвещение Евангелия имеет в виду устранить заблуждение, посеянное между людьми Керинфом и еще ранее его так называемыми николаитами, которые суть ветвь ложно называемого знания (гносиса), дабы посрамить их и убедить, что Один Бог, сотворивший все Словом Своим, а не то, чтобы, как они говорят, иной был Творец, иной Отец Господа, и иной Сын Творца, а иной Горний Христос, Который будто пребыл непричастным страданию, сошел на Иисуса, Сына Творца, и опять отлетел в Свою Плирому; и Единородный – Начало, а Слово – истинный Сын Единородного; и будто это творение, к которому и мы принадлежим, создано не первым Богом, но некоторою силою, далеко низшею Его и отделенною от общения с тем, что невидимо и неизреченно. Поелику ученик Господа хотел устранить такие учения и установить в Церкви правило истины, что Один Бог всемогущий, Словом Своим сотворивший все видимое и невидимое, и вместе показать, что чрез Слово же, чрез Которое Бог совершил творение, Он даровал созданным людям и спасение, то начал свое учение в Евангелии так: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог было Слово; Оно было вначале у Бога. Все чрез Него произошло, и без Него ничто не произошло. Что произошло, для того жизнь была в Нем19, и жизнь была свет человеков, и свет во тьме светит и тьма не объяла Его (Ин. 1:1 и пр.). «Все, говорит, произошло чрез Него»: а во «всем» заключается и окружающее нас творение, ибо нельзя уступить им (еретикам), что под «всем» разумеется то, что внутри их Плиромы. Ибо, если их Плирома содержит и это творение, то оно, как я показал в предшествующей книге20, не вне ее; если же оно вне Плиромы, что впрочем оказалось невозможным, то их Плирома уже не «все»; значит, это обширное творение не вне (Плиромы).

2. Впрочем, Иоанн сам отклоняет всякие споры об этом, говоря: Он был в сем мире и мир произошел чрез Него, и мир Его не познал. Пришел к Своим и Свои Его не приняли (Ин. 1:10:11). По мнению же Маркиона и ему подобных, мир сотворен не Им, и Он пришел не к Своим, а к чужим. А по мнению некоторых гностиков, этот мир сотворен ангелами, а не чрез Слово Божие. По мнению валентиниан, он сотворен не чрез Него, но чрез Димиурга. Ибо Он (Спаситель) произвел образы по подобию горних вещей, как они говорят; а Димиург совершил сотворение мира. Они говорят, что Он, Господь и виновник устроения сего творения, Которым этот мир сотворен, – был произведен Матерью. тогда как Евангелие ясно говорит, что все сотворено чрез Слово, Которое было вначале у Бога; и это–то Слово – говорит – стало плотию и обитало с нами (Ин. 1:14).

3. По мнению их, ни Слово не стало плотию, ни Христос, ни составленный из всех (эонов) Спаситель. Ибо они думают, что Слово и Христос не приходили в этот мир; Спаситель также не воплотился и не страдал, но в виде голубя сошел на бывшего по домостроительству Иисуса и, возвестив неведомого Отца, опять взошел в Плирому. Некоторые говорят, что бывши по домостроительству Иисус воплотился и страдал, и что Он прошел чрез Марию, как вода чрез трубу; другие же называют Его сыном Димиурга, на которого сошел бывший по домостроительству Иисус; а иные говорят, что Иисус родился от Иосифа и Марии, и что горний Христос сошел на Него, – бесплотный и бесстрастный. Но, ни один из еретиков не говорит, чтобы Слово Божие стало плотию. Ибо. если кто исследует системы всех их, найдет, что Слово Божие и горний Христос у них всех представляются бесплотными и непричастными страданию. Одни думают, что Он явился преображенным Человеком, но не родился, ни воплотился; другие напротив, что Он не принял и вида человеческого, но как голубь сошел на Иисуса, родившегося от Марии. Ложность всех этих свидетелей показывает ученик Господа, говоря: И Слово стало плотию и обитало с нами.

4. И чтобы мы не спрашивали, какого Бога Слово стало плотию, он сам наперед показывает словами: Был человек посланный от Бога, – имя ему Иоанн; он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете (Ин. 1:6). От какого же Бога был послан Иоанн Предтеча, свидетельствующий о Свете? От Того же, Коего ангел есть Гавриил, принесший радостную весть о рождении Его, Который и чрез пророков обещал послать пред лицом Сына Своего вестника, который приготовит путь Ему, т. е. будет свидетельствовать о Свете, в духе и силе Илии. А Илия какого Бога был слуга и пророк? Того, Который сотворил небо и землю, как сам он исповедует (См. 3 Цар. 18:36). Посланный Создателем и Творцем этого мира, каким образом Иоанн мог свидетельствовать о том Свете, Который сошел от невидимых и неименуемых? Ибо все еретики решили, что Димиург не знает высшей его силы, коея свидетелем и вестником оказывается Иоанн. Посему, Господь сказал, что он имел более, чем пророк (Mф. 11:6; Лк. 7:26). Ибо все прочие пророки возвещали пришествие Света Отчего и желали быть достойными видеть Того, Кого проповедовали; а Иоанн и предвозвещал, как другие, и видел пришедшего, и указывал Его, и убедил многих веровать в Него, так что он был вместе и пророк и апостол. И это–то значит более, чем пророк, потому что «прежде апостолы, второе пророки (1 Кор. 12:28); все же от Одного и Того же Бога.

5. Хорошо и то вино21, которое произведено Богом в винограднике и было пито сначала; ибо никто из пивших его не похулил, и Сам Господь вкусил от него: но гораздо лучше было то вино, которое скоро и просто было сделано Словом из воды для употребления собравшихся на брак. Ибо хотя Господь мог, без всякого сотворенного вещества, доставить вино для пирующих и насытить пищею алчущих, но Он не поступил так, но взяв хлебы, произведенные землею, и благодарив (Ин. 6:11), а в другой раз превратив воду в вино, Он насытил возлежавших и напоил званных на брак, и тем показал, что Бог, Который сотворил землю, и повелел ей приносить плоды, и устроил воды, и произвел источники, – Он в последние времена чрез Своего Сына дарует роду человеческому благословение пищи и благодать пития, – Он непостижимый чрез постижимого, невидимый чрез видимого, потому что Он не вне, но в недре Отца существует.

6. Бога – говорит – никто не видал никогда; только Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он поведал Его (Ин. 1:18). Невидимого Отца поведает всем Сын, сущий в недре Его. Поэтому, Его знают те, кому открыл Сын, и опять Отец чрез Сына дает познание Своего Сына тем, кто любит Его. От Него был научен и познал Его Нафанаил, которому Господь дал свидетельство, что Он истинный израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1:47). Израильтянин узнал своего Царя, почему и говорит Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь израилев. От Него и Петр был научен и признал Христа Сыном Бога Живого, Который говорит: Вот Сын Мой возлюбленный, к Которому благоволю: положу Дух Мой на Него, и возвестит народам суд. Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, пока не приведет суда к победе, и на имя Его будут уповать народы (Ин. 1:49; 6:69; Mф. 12:18; Ис. 42:1).

7. Таковы первые начала Евангелий: они проповедуют, что Един Бог Творец сей вселенной, Который был возвещен пророками и чрез Моисея установил законодательство, – Отец Господа нашего Иисуса Христа, и кроме Его не знают другого Бога и другого Отца. И столь велика достоверность сих Евангелий, что сами еретики воздают им свидетельство, и, исходя от них, каждый из них старается подтвердить свое учение. Ибо евионеи, пользующиеся только Евангелием Матфея, из него самого обличаются в своих неправильных понятиях о Господе. Маркион, обрезав Евангелие Луки, сохранившимися у него остатками этого Евангелия обнаруживается как хулитель против Единого Бога. То же, которые отделяют Иисуса от Христа, и Говорят, что Христос оставался непричастным страданию, а Иисус пострадал, оказывая предпочтение Евангелию Марка, могут исправиться, если будут читать его с любовию к истине. Последователи же Валентина, для подтверждения своих сопряжений, вполне пользующиеся Евангелием Иоанна, из него могут быть обличены, что ничего не говорят верно, как я показал в первой книге. Посему, когда наши противники дают нам свидетельство и пользуются этими же (источниками), то твердо и истинно наше доказательство, заимствованное из них.