Hieromartyr Irenaeus of Lyons

42. Так, следовательно, верующие должны вести себя, потому что в них постоянно пребывает Дух Святый, который дан Им (т. е. Христом?) при крещении и получившим твердо сохранен, вследствие чего он ходит в истинности и святости и праведности и терпении. Ибо также и душа будет иметь участие в воскресении, когда тела верующих снова примут определенный вид и вместе с нею пробуждены будут силою Святого Духа и введены будут в царство Божие. Это – плод благословения Иафета, который обнаруживается в призвании язычников чрез церковь, и он готовится поселиться, согласно Божию обетованию, в доме Сима. Что все это так должно произойти, об этом Дух Божий наперед возвестил чрез пророков, чтобы крепка была вера в тех, которые служат Богу истиною. Ибо что для нашего естества было невозможно и поэтому людям должно было казаться невероятным, об этом Бог наперед возвестил чрез пророков, что бы мы – вследствие того, что сказанное прежде, т. е. за много веков, потом исполнилось так, как было прежде сказано – уразумели, что это был Бог, Который от начала сообщил нам о нашем спасении.

43. Богу же должно верить во всем, ибо Бог истинен во всем, также и в том, что касается бытия Сына Божия; и Он был не только прежде Своего явления в мире, но также и прежде происхождения мира, о чем прежде всего пророчествовал Моисей; он говорит поеврейски: «Baresit bara elowim basan benuam samentares», что в переводе на наш язык значит: Сын в начале – потом сотворил Бог небо и землю (Быт. І, 1). Об этом свидетельствует также и пророк Іеремия следующим образом: «Прежде денницы Я родил Тебя и прежде солнца Твое имя» (Пс. СІХ, 3 и LХХІ, І7 по LХХ). А это значит прежде сложения мира, потому что вместе с миром произошли также и звезды. И опять он говорит: «Благословен Тот, Который был прежде происхождения человека». Ибо для Бога Сын имел начало прежде сложения мира, а для нас теперь, когда явился. Прежде же этого Он не был для нас, так как мы не знали Его. Посему также ученик Его Іоанн, намереваясь повествовать нам, кто есть Сын Божий, Который прежде происхождения мира был у Отца, и что все происшедшее чрез Него получило бытие, говорит так: «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог; Оно было в начале у Бога. Все чрез Него произошло, и без Него не произошло ничего» (Ин. І, 1 – 3). Этнм он твердо устанавливает, что это Слово, (Которое) в начале (было) у Бога (и) чрез Которое все произошло, есть также Его Сын.

44. И снова говорит Моисей, как Сын Божий пришел для беседы с Авраамом: «Тогда явился ему Бог у дубравы Мамре в полдень, и когда он взглянул, вот, три мужа стояли перед ним, и он поклонился до земли и сказал: о, Господи, если я обрел благоволение пред Тобою» (Быт. ХVII, 1 – 3), и все, что затем еще следует, он говорил с Господом и Господь говорил с ним. Два из этих троих были ангелы, а один был Сын Божий, с Которым Авраам и беседовал, когда ходатайствовал за содомлян, чтобы они не были уничтожены, если там найдется даже только десять праведников. И когда они еще говорили, два ангела пошли в Содом, где взяли Лота. А потом Писание говорит: «И пролил Господь на Содом и на Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Быт. ХІХ. 24). Беседовавший с Авраамом был Сын; так как Он был Господь, то Он от Господа небес, от Отца, Который владычествует над всем, получил власть для наказания содомлян. Таким образом, Авраам был пророком и видел будущее, которое должно было произойти человеческим образом, (видел) Сына Божия, как Он беседовал с людьми и ел с ними и потом должен совершить над ними суд Отца, как Он получил власть для наказания содомлян от Того, Кто владычествует над всеми.

45. И когда Иаков шел по Месопотамии, он видел в видении, что Он стоял вверху на лестнице. т. е. на древе, которое простиралось до самого неба, ибо по ней восходят на небо верующие в Него. Ибо Его страдания суть наше вознесение горе. И все подобные видения указывают на Сына Божия, как Он беседовал с людьми и жил с ними. Ибо с Авраамом беседовал, пребывая на малом месте, не Отец всего, Который не мог быть видим миром, и не Творец всего, Который говорит: «Небо – престол Мой и земля – подножие ног Моих; какой дом созиждете Мне и какое место – покой Мой» (Иса. LХVІ, 1; Дн. VІІ, 49)? и Который объемлет землю Своею горстию и простирает небо Своею рукою, но Слово Божие, Которое всегда было с человечеством и наперед возвещало имеющее произойти будущее и учило человека божественному.

46. Он есть Тот, Который говорил с Моисеем в терновом кусте и сказал: «Я достаточно видел угнетение Моего народа, который в Египте, и сошел спасти его» (Исх. ІІІ, 7 сл.). Он есть Тот, Который восходил и нисходил для спасения угнетенных, выведши нас от владычества египтян, т. е. от всякого идолослужения и от всякого безбожия, спасши нас из Красного моря, т. е. освободив нас от смертоносного смятения язычникон, от горькой досады их поношения. Ибо Слово Божие предуготовало в них наши (касающияся нас) обетования о спасении, тогда во образе, наперед показав будущее, а теперь действительно избавив нас от жестокого служения язычников; так и в пустыне Он источил обильный поток воды из камня, камень же – Сам Он; Он дал также двенадцать источников воды, т. е. учение двенадцати апостолов. Также упорствующих маловеров Он умертвил в пустыне, верующих же в Него и сделавшихся младенцами в злобе (ср. 1 Кор. ХIV, 20) Он ввел в наследие отцев, которое распределяет в наследство не Моисей, а Иисус, Который и нас освободил от Амалика чрез связывание Своих рук и возвел в царство Отца.

47. Таким образом, Отец есть Господь и Сын – Господь, и Отец есть Бог и Сын – Бог, ибо от Бога рожденный есть Бог. И вместе с тем по Его бытию и по силе Его существа должно признавать единого Бога, но по домостроительству нашего спасения совершенно справедливо как Сына, так и Отца. Ибо, поскольку Отец всего невидим и неприступен для сотворенных, то те, которые предопределены приближаться к Богу, привлечены и пленены для Отца Сыном. Еще более очевидно и ясно Давид говорит об Отце и Сыне таким образом: «Престол Твой, Боже, всегда и во век; Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему Бог помазал тебя елеем радости, как никого из твоих соучастников» (Пс. ХLIV, 7 – 8). Ибо Сын, поскольку Он – Бог, получает от Отца, т. е. от Бога престол вечного царства и помазание, как никто из Его соучастников. Помазание есть Дух, Которым Он помазан, а соучастники Его – пророки, праведники и апостолы и все, имещие часть в общении Его царства, т. е. Его ученики.

48. И снова говорит Давид: «Господь говорит Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног твоих. Жезл силы пошлет Господь от Сиона, и господствуй среди врагов твоих. С тобою в начале и день силы твоей при сиянии святых из чрева прежде денницы Я родил тебя. Клялся Господь и не раскается: ты – священник во век по чину Мелхиседекову, и Господь одесную тебя. В день гнева он сокрушил царей; совершит суд над народами, наполнит павшими, сокрушит главы многих на земле; из потока на пути будет пить, потому вознесет главу» (Пс. СІХ). Вот этим он возвестил о Нем, как сущем от начала, и что Он будет господствовать над народами и будет судить всех людей и царей, которые теперь ненавидят Его и преследуют Его имя; это, следовательно, Его враги. И когда он назвал Его священником Божиим во веки, Он хотел указать на Его бессмертие; и поэтому он сказал: «Из потока на пути будет пить и потому вознесет главу». Этим он возвестил славное возвышение в Нем человеческого и низкого и бесславного.

49. И, далее, пророк Исаия говорит. «Так говорит Господь Бог моему помазаннику, Господу, Которого я взял за правую руку, чтобы покорить ему народы» (Иса. ХLV, 1). Но что значит, что Христос Сын Божий вместе с тем назван царем народов, т. е. всех людей, и что Он назван – и есть – как Сыном Божиим, так и царем всех? Об этом Давид говорит так: «Господь сказал мне: ты – Сын Мой; Я ныне родил тебя; проси у Меня, и Я дам тебе народы в наследие и концы земли во владение» (Пс. ІІ, 7 – 8). Эти слова сказаны не о Давиде, ибо он не господствовал ни над народами, ни над всею землею, а только над иудеями. Таким образом, очевидно. что обетование помазаннику господствовать над концами земли относится к Сыну Божию, Которого сам Давид исповедует своим Господом, говоря: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (Пс. СІХ, 1), и что затем еще следует, как мы прежде сказали. Ибо он полагает, что Отец говорит с Сыном, как мы немного раньше указали на Исаию, который говорит так: «Бог говорит моему Господу, Помазаннику, чтобы покорить ему народы» (ХLV, 1). Это одно и то же обетование чрез обоих пророков, что Он именно есть царь; следовательно, слово Божие относится к одному и тому же, я думаю, именно ко Христу, Сыну Божию. Ибо если Давид говорит: «Бог говорил мне», то необходимо сказать, что собственно ни Давид и никто из пророков не говорит от себя самого, так как ведь не человек тот, кто изрекает пророчества, но Дух Божий; Он принимает вид и образ в пророках, каждый раз по подобию лица, к которому относится, и говорит иногда, как Христос, а иногда ведет речь, как Отец.

50. Так согласно с этим Сам Христос говорит чрез Давида, что Господь беседует с Ним, и весьма приличествующим образом Сам Он говорит и прочее о Себе чрез пророков, между другими также чрез Исаию следующим образом: «И ныне, так говорит Господь, образовавший меня от чрева матери в своего раба, чтобы я собрал Іакова и Израиля собрал к Нему, и я прославлен буду Господом и Бог мой будет моя крепость. И Он сказал: для тебя должно быть важным, что ты назван Моим рабом, чтобы восстановить колена Иакова и возвратить рассеянных Израиля. И Я сделал тебя светом народов, чтобы ты был во спасение до концов земли " (Иса. ХLІХ, 5 – 6) .

51. Здесь именно прежде всего необходимо обратить внимание на то, что предсуществование Сына Божия следует из того, что Отец беседовал с Ним и, прежде чем Он родилcя (на земле), сделал Его известным людям; потом же Он был определен к тому, чтобы, родившись между людьми, явиться человеком; и что Сам Бог производит Его от матерняго чрева, т. е. что Он должен родиться от Духа Божия, и что Он есть Господь всех людей и Искупитель верующих и Него иудеев и иных. Ибо на еврейском языке народ иудейский назван Израилем, по отцу Иакову, который также прежде назван был и Израилем; язычниками же (Писание) называет всех людей. Себя Самого Сын называет рабом Отца ради Своего послушания Отцу; ибо у людей всякий сын есть раб своего отца.

52. Что Сын Божий, Христос, Который был прежде всего мира, есть у Отца и, будучи у Отца, вместе с тем находится близко и в соприкоснонении с людьми и есть Царь всего – так как Отец покорил Ему все – и Искупитель верующих в Него, об этом повествуют Писания. Но так как невозможно отдельно каждое свидетельство Писания делать предметом изъяснения, то ты должен сообразно с этим понимать также и прочия (свидетельства), которые гласят подобно этим, веруя во Христа и прося от Бога мудрости и разума, чтобы постигнуть сказанное пророками.

53. И что этот Христос, Который был у Отца, так как Он есть Слово Божие, определен был соделаться плотию и человеком и принять на Себя рождение и родиться от Девы и жить между людьми, когда Отец всего Сам соделывает Его воплощение, – об этом Исаия говорит таким образом: «Поэтому Господь Сам даст тебе знамение: се, Дева зачнет и родит Сына, и вы наречете Его Еммануил; Он будет есть масло и мед; прежде чем Он в состоянии будет узнать и различить злое, Он изберет благое; ибо прежде чем Отрок познает злое и благое, Он отвергнет злое, чтобы избрать благое» (Ис. VІІ, 14 – 16). Так он возвестил Его рождение от Девы; а что Он соделается истинным человеком, он предуказал это чрез Его ядение, также и тем, что называет Его отроком, но также и данным Ему именем – ибо в этом именно состоит заблуждение в отношения рожденного – и Он носит двойное имя: на еврейском языке – Мессия Христос и на нашем языке – Иисус Спаситель. И эти имена являются обозначением определенных дел, совершенных Им. Именно Он назван Христом, потому что Отец чрез Него все помазал и украсил и потому, что Он при Своем пришествии в качестве человека помазан был Духом Бога и Его Отца. Как Он и Сам говорит о Себе чрез Исаию: «Дух Господень почивает на Мне, потому что Он помазал Меня благовестить нищим» (Ис. LХІ, 1). А Искупителем Он назван потому, что Он сделался причиною спасения для тех, которые тогда освобождены были Им от всяческих болезней и от смерти; для тех же, которые потом уверовали в Него, Он сделался посредником будущого и вечного спасения.

54. Поэтому именно Он есть Искупитель. Еммануил же в переводе значит: «Бог с вами», или как исполненное обетования изречение пророка подобно этому говорит в другом месте: «С нами Бог» (Ис. VІІ, 10). Этому соответствует также изъяснение и откровение обетованного. «Ибо, се, – говорит он, – Дева зачнет и родит Сына» и этот, хотя Бог, будет с нами. И возвещая будущее, что Бог будет с нами, он вместе с тем дивится этому. Также и о рождении Его тот же пророк говорит в другом месте: «Прежде, чем мучиться родами, она родила; прежде, чем наступили боли, она родила сына» (LXV, 7); этим он возвестил неожиданное и недомыслимое рождение Его от Девы. Снова тот же пророк говорит: «Младенец родился нам, сын дан нам, и Он назван: чудный советннк, Бог крепкий» (Ис. ІХ, 6).

55. И он называет Его чудным советником – ближайшим образом советником Отца, чем указывается, что Отец совершает все вместе с Ним, как сказано в первой книге Моисея, надписание которой гласит «Бытие»: «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и подобного нам» (Быт. І, 26). Таким образом, из этого видно, что Отец обращается с речью к Сыну, что следовательно, этот (Сын) есть чудный советник Отца. Однако, Он вместе с тем также и наш советник, когда Он предлагает нам совет и дает указание, т. е. не принуждая, как Бог, хотя Он – Бог крепкий, но Он дает нам указания, чтобы устранить неведение и приобрести познание и удалиться от заблуждения, придти к истине, и отвергнуть тление, воспринять же нетление.