«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И опять было приказано ввергнуть его в тюрьму и часто бить. Когда святой находился в тюрьме и был жестоко избиваем зверонравными палачами, к нему пришел богатый мусульманин и предлагал дать ему в жены свою дочь, огромное приданное, дорогостоящую мастерскую, почет и славу, если он станет турком. Но все это мужественный Николай вменил в сон и тлен, говоря:

— У меня есть богатое пристанище внутри моего сердца, вера Христу моему, и мне уготован на небесах прекрасный чертог, слава неувядаемая, неистощимое наслаждение и царство нескончаемое, малой части которых не достоин и весь мир. Все это обещал Пресвятой Бог даровать тем, которые Его любят и не отрицаются Его, чтобы они жили в царстве Его и соцарствовали Ему во веки.

Услышав такое, мусульманин вернулся ни с чем.

После этого, по приказу наместника, святого вывели из тюрьмы и привели к судье. Судья же, видя блаженного таким юным, а лицо его сияющим, начал ему льстить и говорить с притворной кротостью:

– Послушай меня, юноша, не губи своей жизни безвременно, вступи в нашу веру и тогда ты познаешь выгоду и благо ее, поскольку ты, будучи очень молодым, не можешь постигнуть истины.

Мученик опять то же ответил:

— Христианин я, христианином хочу умереть. Что медлите? что теряете время? Только того я от вас и хочу, чтобы вы скорее меня умертвили.

Судья, слыша это и видя непреклонность его и свое бессилие отторгнуть его от веры во Христа, дал приказание юношу обезглавить, передавая его епарху. Тот, связав Николая, привел в его лавку, в Тахта кале, которая находилась при дороге. Идя на муки без всякого страха смерти, юноша весь был объят радостью и великое чудо явилось всем присутствовавшим. Так ликовала и радовалась его душа, что ликование это отразилось у него на лице — оно просияло, как некогда у первомученика Стефана. Всем казалось, что идет он на брак, а не на смерть! И как в псалме Давидовом жаждущий олень спешил на источники водные, так и мученик Николай спешил и жаждал пострадать за Христа. И был он весь просвещен светом этого ожидания, а в сердце его пламенел огонь любви Христовой неугасимый. И, казалось, сердцем своим горящим хотел он повторить за апостолом Павлом: " Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?" (Рим.8:35).

И когда палач заставил его стать на колени, мученик, как только мог, вытянул свою шею, чтобы было легче и скорее его убить. Итак, с молитвой на устах, он был обезглавлен и принял мученический венец. И его святая, чистая и непорочная душа возлетела на небеса, водворившись с сонмами ангелов и мучеников и наслаждаясь лицезрением Трисолнечного сияния Божества. Божественная благодать исполнила и его святые мощи, так что три ночи повсюду был виден нисходящий с небес свет. Христиане, видя такое чудо, радовались, мусульмане же, желая утаить чудо, говорили:

– Мы его обезглавили, и Бог послал огонь, чтобы его сжечь.

Христиане, благоговея перед таким чудом, пошли к судье и, дав ему достаточно денег, забрали святые мощи и торжественно положили их в монастыре Богородицы, называемом Халки.

Вскоре, по прошествии этого, каждый, кто хотел исцелиться, усыпив бдительность мусульман, приходил на место казни. С великой верой опускал человек свой платок в кровь мученика и, о чудо, получал исцеление от болезней. Один христианин достал плат, которым были связаны глаза мученика во время его казни, и возложил его на человека, имевшего продолжительное время жар, и тотчас больной получил исцеление.

Спустя немного времени голову мученика перенесли в церковь Богородицы Кондоскали. Там же присутствовал синкел великой церкви именем Григорий, человек мудрый и благочестивый из святогорского монастыря Ксиропотамос, который был сильно любим патриархом. Этот человек испросил у христиан голову мученика, чтобы отвезти ее в свой монастырь. Пребывая при церкви, Григорий оставил мощи мученика для поклонения верующим. После кончины Григория монахи монастыря Ксиропотамос хотели перенести мощи на Святую Гору, но главный управляющий церкви их не отдал, говоря, что в монастыре итак много святых мощей, а в церкви они нужнее. Святогорцы остались опечаленными, но внезапно этот управляющий заболел чумой и позвал монахов помолиться о нем и отслужить водосвятный молебен. Тотчас он исцелился, но на прошение монахов о мощах остался непреклонным. И опять служитель заболел. Вечером святой явился во сне отцу Макарию в виде белокурого юноши и сказал:

– Завтра, отче, ты возьмешь то, что хочешь получить.