«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Таково было, возлюбленные братья христиане, мученичество великомученика Феодора Нового, чтение которого, без сомнения, принесет большое духовное утешение тому, кто будет читать его со благоговением.

Воистину дивен Бог во святых Своих, поскольку прославился в двадцатилетнем юноше, который свыше получил силу избежать прелести, исповедать перед иноверцами Истинного Бога и Господа нашего Иисуса Христа и обличить начальника их веры с таким дерзновением. И это я говорю неспроста, хотя и знаю, что и другие, да и вообще все спасающиеся, поступили так же, но я это говорю затем, чтобы вы, братья, подивились силе Распятого. Даже не верится, что этот юноша, который показал невиданное мужество в мучениях, вначале имел сильный страх. Но, осознав свое падение, свой грех, он стал молиться и креститься. Однако, страх смерти был настолько силен, что когда однажды один турок, увидев Феодора, осеняющего себя крестным знамением, злобно спросил его, не христианин ли он, то святой мученик так испугался, что даже ощутил расслабленность тела. И потому поначалу Феодор боялся, что в его сердце еще не загорелся Божественный огонь. Но как не подивиться, как не воскликнуть вместе с Давидом: "Дивен Бог во святых Своих!"? Встреча с подлинно духовными людьми, помазание святым миром, укрепили его душу, которая, приблизившись к Богу, укрепилась Божественной благодатью, в сердце воспылала горячей любовью ко Христу, горячей до такой степени, что он желал претерпеть не одно, а множество мучений за Него.

Он шел на мученичество, не имея никакой уверенности, что вскоре сподобится венца мученика, но предавал себя ради любви к распятому Иисусу в руки мучителей с решимостью терпеть столько, сколько сатана побудит зверонравных мучителей причинить ему страданий. И кто после этого скажет, что не чудо Божие соделало этого прежде боязливого юношу мужественным и храбрым, иными словами богомудрым, так что он пошел на страдания за Христа? Подобный пример мы находим в Евангелии. Святые апостолы и ученики Христа во время Его страданий были слабы и несовершенны и такой страх их объял, что они оставили Христа и разбежались, а другие отреклись от Него, как Петр. Но после Воскресения, когда они прияли Святого Духа и облеклись силою свыше в день Пятидесятницы, они не только отринули робость и страх, но и жаждали претерпеть искушения, гонения и смерть за Христа, ради любви к распятому их Учителю и Спасителю.

Итак, братья христиане, поскольку наша вера столь свята, чудесна и преславна, как это подтверждают славные подвиги и мучения тех, кто умер за нее, будем же и мы тверды и до крови, если придется, будем ее чтить; и делами, соответствующими такой вере, будем просить святых мучеников, которые умерли за нее, чтобы они молились за нас ,недостойных, ко Господу, да помилует нас, достойных всякого осуждения, и да сподобит нас угодить Ему покаянием.

26 февраля 1575 года

принял мученическую кончину святой Иоанн Калфа

Сей блаженный происходил из Галата и был учеником столяра краснодеревщика в царском дворце. Его приглашали и другие вельможи для строительства их хоромов. Он был кротким и милостивым, женил сирот, освобождал заключенных и творил другие благодеяния. Один ага отдал ему в научение своего племянника. Ребенок, посещая царский дворец, видел там детей, называемых “иц огланья”, веселых и окруженных почетом, и он захотел быть в их числе, и потому пошел к своему дяде и попросил отдать его во дворец. Тогда он попросил Иоанна, и с его помощью ребенка взяли во дворец. Прошло немного времени, и мальчик получил должность. Он очень полюбил своего учителя Иоанна, потому как благодаря ему исполнилось его желание. Некоторое время спустя ребенок сказал Иоанну:

— Поскольку ты грамотен, прошу тебя, скажи, что написано в ваших книгах о нашем пророке, ради которого Бог создал мир и все, что в мире?

Иоанн ответил:

— Прошу тебя, не спрашивай меня об этом, давай говорить о чем угодно, но только не о вере.

Но мальчик продолжал:

— Клянусь тебе хлебом, какой я ем у царя и крепкой любовью, которая нас объединяет, что я тебе не причиню зла, не бойся мне сказать.