«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вначале, влюбившись в некую женщину христианку, он с ней жил в незаконной связи до тех пор, пока по наговору ага того места не окружил ночью дом и не схватил их обоих. На следующее утро, представ перед судьей, они оба, увы, отреклись от веры Христовой, и Марка обрезали, а Марию — такое имя носила эта женщина — ага забрал в свой гарем. Через четыре месяца он снабдил их платой и отпустил женщину домой. Марк стал в дальнейшем аге вместо сына и проявлял большую жестокость и злобу к христианам, хотя внутренне терзался совестью. Поэтому тайно он пошел к одному духовнику, который был опытным во врачевании таких душ. Вначале он его не принял, подозревая в коварстве. Однако, видя, что Марк со слезами и сокрушенным сердцем продолжает приходить, он принял его и утешил, научив уповать на милосердие Божие и приняв его полное покаяние.

Марк открыл духовнику все свое сердце и то, что он готов, если найдет способ, бежать оттуда со своей женой, а также позаботится сохранить от обрезания мальчика, сына той женщины от бывшего мужа, полуторагодовалого малыша, который жил с ней. К этому же духовнику часто ходила и та женщина и просила его найти способ им бежать оттуда. Наконец, Божия благодать умудрила духовника, и он нашел очень хитрый способ. Мария принадлежала к гарему аги, и духовник посоветовал ей перестать туда ходить и притвориться больной. Так она и сделала. Ага, узнав о ее немощи, послал одного опытного врача вместе с Марком посетить больную. Врачом же оказался человек богобоязненный и хороший друг того духовника, и он, как послушный духовный сын, выполнил все то, что соответствовало их замыслу. Вернувшись к аге, врач сказал:

— Султанум, женщина страдает от утробной болезни, которую ни я, ни любой другой врач излечить не может. В Смирне же есть одна еврейка и только она умеет лечить такие болезни. Если хочешь, пошли женщину к ней, и она исцелится, другого пути нет.

Ага согласился и приказал Марку приготовиться ехать, а потом вернуться. Итак, приготовились и отправились в путь все трое — Марк, Мария и ее ребенок — через девять месяцев после их отречения.

Но по наущению сатаны, ненавистника всего доброго, каким-то образом ага, рассмотрев все, убедился, что ради их побега была придумана эта женская болезнь, и, горя крайней злобой, он тотчас послал гонца с письмом к смирнскому начальнику, прося, чтобы их схватили и послали связанными обратно, и клянясь, что всех троих он сразу повесит и их советчика, если узнает, кто он. Гонец их догнал у смирнских мельниц, но, не узнав их, прошел мимо. Марк, сообразив, что их разыскивают, поспешил добраться до Смирны и сразу же нашел корабль, идущий до Триести, капитан которого был ему близко знаком. Все это происходило в 1792 году. Итак, с помощью Божией, они бежали из мест нечестия, но поскольку и Триести не является местом покаяния, то Господь не благоволил их пребыванию там, но из-за какого-то препятствия, они вынуждены были отправиться на Венецианские острова и там, по правилам Святой Церкви, они были миропомазаны и удостоились причастия Божественных Таин, равно как и церковного венчания.

Священное Писание повествует о двух больших согрешениях, какие соделал царь Давид, т.е. о прелюбодеянии с женой Урии и об убийстве неповинного и преданного своего раба, но также описывает и то покаяние, какое он принес ради этих двух беззаконий, так что, как знает каждый, Давид является примером покаяния для всех веков. Так вот и мы без всякого стеснения описали эти два больших падения Марка, прелюбодеяние и отречение, поскольку за ними вслед явилось победоносное покаяние и победа над всяким беззаконием, запечатленная и осиянная токами мученической крови. Ведь как во святом крещении, вместе с прародительским грехом смываются и все беззаконные деяния человека, так что из воды крещаемый выходит новым Адамом, так и пролитием мученической крови все, чем согрешил как человек подвизающийся за Христа, очищается, и он возрождается, становясь сыном Божьим по благодати, так что, согласно святому Иоанну Богослову, он обретает великое дерзновение пред лицом всех других искушений.

Итак, они возвратились на путь покаяния, отлучившись из тех мест и перебравшись даже в Россию ради своей безопасности. Однако, проходя разные города и местности, они нигде не находили удобным поселиться, поскольку с самого начала совесть Марка принуждала его, как отрекшегося, уходить оттуда, чтобы вернуться снова к прежнему своему благочестию. Хотя он уже и был на пути покаяния, Божественная благодать свыше осенила его мыслью о мученичестве, и, как добрая земля, он принял Божественное семя, и по прошествии времени оно проросло и принесло плод мученичества.

Но Божественную благодать можно уподобить не только семени, но и огню. Тот огонь, который Господь пришел возжечь в мире, возгорелся ярким пламенем в сердце блаженного Марка, и в дальнейшем он ни о чем другом не помышлял, как только о смерти за Христа. Поэтому, подкрепляемый этим желанием, он вернулся на территорию Оттоманской империи и везде он, исповедуясь, открывал свою цель мученичества архиереям, Патриарху и духовникам. Однако все ему единогласно говорили, чтобы он оставил это и не рисковал, поскольку можно спастись и покаянием, ведь и апостол Петр, хоть и трижды отрекался с клятвами и зароками, но одним покаянием был принят Христом и получил свое изначальное апостольское достоинство. Огонь Божественной любви говорил более действенно и сильно в сердце блаженного Марка, который отвечал: "Беззаконие мое познах и греха моего не покрых", я должен обрести моей кровью Иисуса, от Которого меня не в силах отторгнуть и весь мир, а потому, прошу вас, не отговаривайте меня". Такие слова мы слышали из его уст и здесь, на Хиосе, поскольку он часто говорил их другим.

Поэтому прежде, чем отлучиться отсюда телесно, он одел на себя иерусалимский саван, чтобы живо представить себя мертвым, по слову апостола Павла: "Я всегда мертвость Господа Иисуса на теле моем ношу".

Итак, он принял конечное решение уехать оттуда с целью достичь Нового Эфеса, поскольку, как он утверждал, один великий учитель ему сказал, что там, где он отрекся, там и должен исповедать веру. Поскольку не было прямого пути, он прибыл сюда, на Хиос, где был узнан многими своими старыми друзьями и провел с ними несколько дней до тех пор, пока не пошел корабль в Кусандаси. Узнав его замысел, друзья пробовали ему помешать, но он был непреклонен в своем решении.

Добравшись до Кусандаси, Марк сразу же направился к своему первому духовному отцу. Тот, узнав его намерение, воспрепятствовал ему, но не в желании мученичества, а в том, что не следует ему осуществлять это желание в Кусандаси, ибо это вызовет пагубные последствия, поскольку агаряне были разгневаны на христиан из-за строительства новой церкви и из-за мученичества Георгия нового, которое произошло незадолго до этого, в апреле месяце, до такой степени, что они были готовы (лишь бы только нашелся хоть малый предлог) и церковь разрушить и много зла причинить христианам. Святой проявил послушание к словам духовника, но с большой горечью, что не может достичь цели по желанию своему. Но все же он вернулся на Хиос с твердым намерением принять там вожделенный конец.

На Хиосе блаженный проявил большую мудрость, чтобы, желая пострадать там, не причинить никакого зла кому-либо из христиан, и потому он не ходил в дома ни к кому из своих прежних друзей, не встречался явно ни с кем из своих знакомых, но остановился в одном тайном месте и в воскресенье утром пошел в одну отдаленную церковь, прослушал утреню и литургию и причастился Божественных Таин. на следующую ночь два брата священника, с которыми он был раньше близко знаком, позвали его тайно в свою келлию и там пробовали препятствовать ему идти путем мученичества, говоря:

— Брат, не скорби, что ты не достиг желаемого. Бог, ведущий глубину сердец, знает желание твое и вменит тебе его, как если бы ты и делом совершил мученичество. Ты уже сейчас мученик по произволению, так что, если хочешь, остановись на этом, ведь ты уже выполнил свой долг и в дальнейшем тебе ничего не нужно, как только соблюдать заповеди Божии. А если ты хочешь, то можешь поехать на Святую Гору (Афон) и там жить в безмолвии святой жизнью.