«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Исходя из сказанного выше, неблагоразумным будет самонадеянно мечтать о мученичестве. Когда Господь призывает к подвигу, то Он дает и силы к перенесению его. Мы сильны только в Господе, а сами по себе мы прах и пепел. Если мученики сами решались на подвиг, то в большинстве случаев ему предшествовала длительная аскетическая подготовка. Особенно ярко она передана в житиях новомучеников, готовившихся к подвигу на св. Горе Афон. Святогорский старец Никифор сказал Онуфрию: "Я принимаю тебя, но с тем, чтобы ты до мученичества подвизался так, как бы терпел мученические страдания".

Почти все мученики, кроме прежде отрекшихся, жили в миру тихой жизнью, занимались своей немудреной работой; были лавочниками, портными, учителями, огородниками, были православными христианами, и когда жизненная ситуация складывалась так, что перед ними вставал выбор между Христом и миром, тогда они, оставив мир, шли ко Христу. Ведь точно так же и в нашей жизни, мы все живем в мире и все время сталкиваемся с соблазнами, которым мы или поддаемся и предаем Христа, или отвергаем их и этим исповедуем себя христианами. И взирая на подвиг мучеников, терпевших и телесные и душевные страдания, мы можем укреплять свои маломощные силы их добропобедным исповедничеством.

Смерть духовная и жизнь вечная

(Выдержки из толкований архимандрита Иустина Поповича).

В начале бытия мира Господь создал "вся добра зело". Но как только в мир вошел грех, то в мир вошла и смерть. "Посредством греха и страсти дьявол скрыто и невидимо живет в нас: невидимо и скрыто пребывает в наших мыслях, действует в наших чувствах, душевных расположениях, в делах... И таким образом, мы, люди, становимся духовно детьми дьявола, и он становится духовно нашим отцом". "Посредством каждого греха ты становишься духовно мертвым, и сколько времени ты не каешься в совершении его (но пребываешь в нем), ты мертв для всего Божественного, бессмертного и вечного... Действительно, грехи только и делают, что убивают духовно человека". "Нет сомнения, что союз греха смерти и дьявола есть страшная сила, сильнее и страшнее каждого человека, всего человеческого и всех людей вместе. В нашем человеческом мире только Богочеловек показал, что Он сильнее этого тройственного союза, поскольку только Он разрушил державу греха, победил дьявола и уничтожил смерть. Эту всепобеждающую Богочеловеческую силу Христос дал каждому верующему в Него как Бога и Господа, и, таким образом, каждый может победить державу смерти, победить грех и дьявола, победить мир. В действительности только христианин есть истинный победитель в мире. Потому что он побеждает наибольшего врага человеческого рода, трехглавого врага: грех, смерть и дьявола.

Без Господа Иисуса Христа и тех, которые Ему следуют, человеческий мир был бы и всегда оставался "державой смерти"... Доказательство того, что Иисус есть Бог и Спаситель, состоит в том, что Он дает человеческому роду вечную жизнь. Главное доказательство и свидетельство есть то, что смерть побеждена, уничтожена Христом, Который и даровал вечную жизнь. В Богочеловеке не существует смерти, не существует греха, поскольку в Нем существует только вечная жизнь. Итак, до тех пор, пока человек не верит в Господа Иисуса, он находится исключительно в смерти, он умерщвлен, мертв для всего того, что составляет праведную жизнь. Но с того момента, как человек уверует в Него, он живет по—настоящему, воскресает из мертвых и чувствует Божественную радость жизни, ощущает Божественное провидение и целесообразность жизни... Чтобы человек ощутил эту жизнь, он должен находиться в Сыне Божьем, он должен стать сочлененным с Богочеловеком в Церкви, он должен стать живой частичкой и питаться Им. Вне Господа, вне Церкви все смерть, все мертво... Только живое чувство Бога свидетельствует о человеке, что он жив. Такой человек в каждый момент своей земной жизни чувствует себя вечным, полным вечной жизни и поэтому побеждает все тленное, все вовлекающее в смерть. Хочешь узнать, мертв ты или жив до своей телесной смерти? Если ты веришь в Христа Бога, то ты жив, если не веришь — мертв. Не имеешь Христа Бога в душе своей, значит ты мертв самой пагубной смертью" . "Боишься смерти? Почему же не боишься греха? Хотя ты вдвойне должен его бояться, поскольку грех есть причина, родитель смерти. Хочешь уничтожить смерть? Уничтожь сперва грех, и таким образом, ты уничтожишь и смерть" . "Только верою побеждается всякое зло, смерть, ад, сатана... Верить, значит бороться непрерывно за вечную жизнь, которую похищает дьявол посредством зла, греха и соблазнов, какие он предлагает людям"

.

Уроки из житий мучеников

(из слов святого Иоанна Златоуста)

"Честь мученику — подражание мученику" .