«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Подвиг мученичества и созидание Церкви

В житиях новомучеников, написанных современниками, часто прослеживается линия поведения окружающих христиан. Мы видим, как христиане сами себя предают в тюрьмы или хитростью проникают в число заточенных, чтобы утешать и подкреплять мученика в его подвиге, мы видим, как христиане внимательно следят за ходом мученичества, молятся за страдальца, как они ревностно относятся к останкам святого, выкупая мощи, разрывая на части одежду, сохраняя землю с кровью мученика. Действительно, для них всех новое мученичество — это торжество порабощенного Православия над господствующим исламом, это пир веры, утверждение их сердец в уповании на Христа. Подвиг одного становится духовным достоянием всех, и каждый по мере возможностей подвизается ради добропобедного прохождения мучеником своего подвига. Так что "все мы (христиане) возрастаем до небес в Церкви, и каждый из нас возрастает через всех и все через каждого... И тогда, когда кажется, что член Церкви подвизается для себя, он в действительности подвизается для всех" .

Сущность подвига

Как мы говорили, телесные страдания составляют лишь часть подвига. Не менее существенная часть — это отказ от всех прелестей мира, богатства, славы, роскоши, плотской любви, которые в качестве соблазна предлагают исповеднику мучители (вернее, сатана). Отказаться от всех мирских благ и предпочесть им мученическую смерть, видя слезы матери, протянутые руки жены и детей — для этого нужна действительно твердая вера, непоколебимая надежда и всеобъемлющая любовь! Кроме этого, благодаря тому, что жития новомучеников составлены современниками, мы узнаем, что внутри самих мучеников происходит жестокая брань с сатанинскими помыслами, внушающими боязнь, сомнение, немирность, до такой степени, что некоторые из них не спят ночами, нуждаются в духовной поддержке (вспомним, что и Господу в Гефсиманский сад был послан ангел для укрепления). Если прибавить к этому и полное непонимание мучителей, насмешки и попытки внушить ложность избранного пути, то картина представилась бы в самых мрачных красках, не будь c мучениками укрепляющей и духовно веселящей благодати Божией. Исполненные благодати, мученики шли с улыбкой на устах и радостью в глазах на смерть, они и в заточении непрестанно славословили Господа, постились. А если появлялась возможность избавиться от мучений и смерти, то они ее категорически отвергали, лишь бы быть в этой благодати, в этом блаженстве, в Царствии Божием, внутри их сущем.

Исходя из сказанного выше, неблагоразумным будет самонадеянно мечтать о мученичестве. Когда Господь призывает к подвигу, то Он дает и силы к перенесению его. Мы сильны только в Господе, а сами по себе мы прах и пепел. Если мученики сами решались на подвиг, то в большинстве случаев ему предшествовала длительная аскетическая подготовка. Особенно ярко она передана в житиях новомучеников, готовившихся к подвигу на св. Горе Афон. Святогорский старец Никифор сказал Онуфрию: "Я принимаю тебя, но с тем, чтобы ты до мученичества подвизался так, как бы терпел мученические страдания".

Почти все мученики, кроме прежде отрекшихся, жили в миру тихой жизнью, занимались своей немудреной работой; были лавочниками, портными, учителями, огородниками, были православными христианами, и когда жизненная ситуация складывалась так, что перед ними вставал выбор между Христом и миром, тогда они, оставив мир, шли ко Христу. Ведь точно так же и в нашей жизни, мы все живем в мире и все время сталкиваемся с соблазнами, которым мы или поддаемся и предаем Христа, или отвергаем их и этим исповедуем себя христианами. И взирая на подвиг мучеников, терпевших и телесные и душевные страдания, мы можем укреплять свои маломощные силы их добропобедным исповедничеством.

Смерть духовная и жизнь вечная

(Выдержки из толкований архимандрита Иустина Поповича).

В начале бытия мира Господь создал "вся добра зело". Но как только в мир вошел грех, то в мир вошла и смерть. "Посредством греха и страсти дьявол скрыто и невидимо живет в нас: невидимо и скрыто пребывает в наших мыслях, действует в наших чувствах, душевных расположениях, в делах... И таким образом, мы, люди, становимся духовно детьми дьявола, и он становится духовно нашим отцом". "Посредством каждого греха ты становишься духовно мертвым, и сколько времени ты не каешься в совершении его (но пребываешь в нем), ты мертв для всего Божественного, бессмертного и вечного... Действительно, грехи только и делают, что убивают духовно человека". "Нет сомнения, что союз греха смерти и дьявола есть страшная сила, сильнее и страшнее каждого человека, всего человеческого и всех людей вместе. В нашем человеческом мире только Богочеловек показал, что Он сильнее этого тройственного союза, поскольку только Он разрушил державу греха, победил дьявола и уничтожил смерть. Эту всепобеждающую Богочеловеческую силу Христос дал каждому верующему в Него как Бога и Господа, и, таким образом, каждый может победить державу смерти, победить грех и дьявола, победить мир. В действительности только христианин есть истинный победитель в мире. Потому что он побеждает наибольшего врага человеческого рода, трехглавого врага: грех, смерть и дьявола.