«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 На другой год Господь благоволил, чтобы святой Леонтий с Антонием снова поплыли на Крит за обычным довольствием для монастыря. Но сборщик податей на Крите не выдал им назначенного довольствия, и преподобный вернулся на Патмос ни с чем. Испытывая нужду, братья стали просить преподобного пойти в столицу и возвестить об этом деле царю, чтобы получить обычное довольствие. Преподобный же ничего не отвечал, надеясь, что Святый Дух возвестит ему о том, нужно ли идти в Константинополь. Поскольку же братья настаивали, то, как бы с раздражением, чтобы все слышали, он сказал: "Оставьте меня и не невольте, ибо если я поеду в столицу, то на Патмосе потом буду только проез­дом". Но никто не понял, что он имел в виду, до тех пор, пока пророчество преподобного не сбылось. Подготовившись к поездке, преподобный отправился в Константинополь. Там он встретился и побеседовал с одним мужем, умудренным не только в делах Божественных, но и в человеческих, кото­рый был близким другом царя и занимал должность друнгария. Этот человек уважал преподобного как отца и чтил как человека Божия. Он так представил его царю Мануилу Комнину: "Царь, вот человек Божий, который может быть молитвенником о твоем царстве; я полагаю, что он, когда пожелает, может умолить Человеколюбивого Бога". Пове­рив, что божественный Леонтий именно таков, как о нем говорил друнгарий, ибо об этом свидетельствовала сухость и желтизна его лица, простота речи, готовность отвечать на вопросы и разрешать недоумения Священного Писания, царь понял, что обрел великое сокровище, потому замыслил сделать его архиереем и пастырем народа.

 В то время у русских умер патриарх, и царь решил поставить его патриархом у русских вместо покойного. Он передал преподобному это известие через друнгария, но Леонтий хотел становиться пастырем русских. Позже овдовел остров Кипр, и снова царь попытался через друнгария узнать не желает ли преподобный стать епископом Кипра. Но тот снова отказался, ибо, по благодати Пресвятаго Духа, знал что должен стать архиереем. Ученики же его уговаривали согласиться, и особенно Антоний, говоря: "Нам кажется, отче, что ты не хочешь ни себе оказать благодеяние, ни нам, которые после Бога и Богородицы надеются только на тебя, ни свое­му монастырю. Разве царь выслушает твою просьбу о монас­тыре, если ты сам дважды отказал ему в просьбе. Если бы ты стал епископом Кипра, то был бы и нам помощником в течение всей жизни, и монастырь наш возвеличился бы и расцвел". Выслушав, преподобный ответил:

 - Чадо, зачем ты понуждаешь меня открыть тебе то, что Бог пожелал открыть одному мне, смиренному? Этого не знает ни царь, ни ты.

 - Что это, честный отче?

 - Если Небесный Царь хочет, чтобы я был патриархом, то как земной царь может сделать меня епископом?

 - На какой же престол, отче святый, Бог поставит тебя патриархом?

 - То что я стану патриархом, я в точности узнал от Госпо­да, но на каком престоле я буду патриаршествовать, Он мне не открыл.

 Через некоторое время, согласно этому пророчеству, бо­жественный Леонтий стал патриархом Иерусалимским. Дви­жимый Духом Святым, он поставил экономом монастыря на Патмосе Антония, сказав ему, что он станет игуменом после того, кого он назначил теперь, что потом и случилось. Став патриархом Иерусалимским, великий Леонтий по дороге Иерусалим заехал на Патмос. Преподобный поднялся в монастырь и, благословив назначенного им игумена, через два дня отплыл. Тогда братья и вспомнили о пророчестве преподобного, которое он произнес, когда они уговаривали поехать в столицу, а он говорил, что после этого на Пат будет только проездом.

 Прибыв на Родос в начале зимы, преподобный решил остаться там до весны. Он послал в монастырь к эконому Антонию человека сообщить, что у него закончились необходимые запасы пищи, а взять их неоткуда, если только Антоний не позаботится о нем и не пришлет еду. Сохраняя послушание старцу, Антоний закупил все необходимое и собрался плыть на Родос, однако подул сильный встречный ветер и отнес корабль в другое место. Все, вместе с Антони­ем просили у Бога помощи за молитвы преподобного Леон­тия - и случилось чудо. Ветер прекратился, и через некото­рое время корабль вошел в Родосский порт. Просвещенный благодатью Святаго Духа преподобный в это время как раз велел своим спутникам спуститься к берегу, сказав, что при­был эконом монастыря с запасами провизии. Поверив ему, они с Патриархом пошли в порт, и очень удивились, найдя Антония и бывших с ним с запасами еды; такова была про­зорливость святого.

 Когда наступила весна, преподобный поплыл на Кипр, где был монастырь, находившийся в ведении Иерусалим­ского патриархата и где можно было остановиться для крат­кого отдыха. Однако обитель эта оказалась в сильном запус­тении, поскольку в ней было только два монаха немонашес­кого поведения. Эти иноки сожительствовали с женами и занимались только тем, что предавались распутству. Силь­но опечалившись, преподобный посоветовал им воздержи­ваться в дальнейшем от грехов, а теперь покаяться, чтобы не нашла на них внезапная смерть, и они не пошли во ад. Но иноки продолжали пребывать во грехе, оправдываясь тем, что привычка победила в них и закон, и каноны. Восстенав из глубины сердца, святой Леонтий сказал: "Чада, я испол­нил свой долг и посоветовал вам доброе, но поскольку вы презрели и меня, и мои слова, то судить вас будет уже Бог". Спустя день этих несчастных наказал Божий суд и, будучи совершенно здоровыми, оба они внезапно умерли. Вот так наказывает Своим судом нераскаянных грешников.

 Один монах-киприот по имени Иоанн решил стать учеником преподобного, однако впал в блуд, и, думая, что святой не знает об этом, пребывал нераскаянным. Духовный отец открыл ему этот грех и, дав епитимию, склонял к пока­янию и исправлению, но тот не хотел покаяться, из-за чего и принял от Бога двойное наказание. Когда святой поднял воздух руку, чтобы перекрестить согрешившего монаха несчастный тотчас же ослеп, и не прошло и шести дней, как он умер. Вот такая несчастная постигла его телесная и духовная кончина.

 С того времени как преставился прежний патриарх Иеру­салимский, царский сборщик податей по имени Кириак назначенный на Кипр, присваивал себе все доходы, в том числе и подворий Иерусалимского патриархата, поэтому преподобный не нашел ничего для содержания себя и сво­их людей. Такой великий архиерей, патриарх Иерусалим­ский, находясь в центре страны ромеев, не имел не только излишков пропитания, но и самого необходимого для жиз­ни. Однако святой Леонтий мужественно перенес все на­пасти. Диавол, желая испытать преподобного, не падет ли он духом в нашедших на него искушениях, воздвиг на него слугу сборщика податей по имени Триандафилос. Придя в дом патриарха, тот гневно потребовал отдать все доходы от недвижимого имущества Иерусалимского патриархата на Кипре, устрашая тем, что если не получит их сейчас же, то бросит в тюрьму патриарха и его людей. Святой просил его немного подождать, но тот с гневом встал и вышел. Однако его настиг Божественный гнев; помрачившись умом, он стал ударяться головой о стены. Решив, что это случайность, он велел своим слугам забрать патриаршего мула, а сам вер­хом на коне поехал следом. Неожиданно его лошадь встала на дыбы, он упал с нее и, ударившись о землю, ослеп. Тогда только он понял, что совершил грех, и велел своим людям отвести его к святому. Припав к его ногам, он исповедал свои грех и попросил прощения. Сострадательный преподобный перекрестил его и поцеловал святым лобзанием. В тот момент несчастный прозрел и стал видеть лучше прежнего.

 Однажды Леонтий пошел на подворье Святого Гроба Господня навестить находившихся там братьев. А поскольку он был известен в тех местах, туда пришло множество христиан, чтобы поклониться святому и получить его благословение. Пришел туда и некий монах, живший вопреки своим обетам и одержимый блудным бесом. Хотя несчастный знал своей страсти и скорбел, но постоянно побеждался дурной привычкой. Смотря ему в лицо, преподобный сказал перед всеми: "Брат, ты страдаешь от душевной болезни, которая приведет тебя к смерти". Пораженный словами преподобно­го монах припал к его ногам, прося исцеления. Преподоб­ный помолился Богу, возложил на него руки и благословил, после чего монах исцелился и стал воздерживаться от греха. Отвечая на вопросы своих соотечественников, интересовав­шихся в чем его обличил патриарх, инок дерзновенно при­знался, что страдал от блудной страсти, и что впал в грех на­кануне ночью. Как этот монах, так и все те, кто исповедовали свои грехи и искренно раскаивались, получали исцеление.

 Эконом, отвечавший за имущество Святого Гроба на Кип­ре, доложил патриарху, что епископ Амафунтский заклей­мил своей печатью овец, быков, коней и почти всех принад­лежавших подворью Святого Гроба животных, и присвоил их. Святой Леонтий позвал этого епископа к себе, но гордый епископ не хотел подчиняться. Только после того, как пат­риарх позвал его в третий раз, он через силу пришел. Препо­добный принял его и попросил не клеймить своей печатью животных, принадлежавших подворьям Иерусалимской Церкви, чтобы не испытать на себе гнев Божий. Совершен­но не обратив внимания на слова патриарха, епископ в гневе встал и ушел, не вернув присвоенных животных. Но через несколько дней Бог отомстил ему за ложь. Когда епископ переправлялся верхом на коне через небольшую речку, он упал с лошади, разбился и умер, явив собой зрелище, до­стойное плача.