«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 Направляясь вместе с клиром в Сербию ради единства и мира Церковного и проходя вблизи Святой Горы, патриарх Каллист зашел навестить преподобного Максима в его каливе. Выйдя ему навстречу, преподобный принял патриаршее благословение и после приветствия шутя сказал присут­ствующим: "Сей старец потерял свою старицу". Побеседовав некоторое время, преподобный встал и пошел перед патри­архом и его спутниками, воспевая: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс. 118: 1), тем самым предвозвещая их смерть и погребение. Придя в Сербию, па­триарх вместе с клириками вскоре преставились, будучи отравлены, как говорили многие; их похоронили в Сербии, в церкви. Так исполнились пророчества преподобного о ца­рях и патриархе.

 Некий подвижник Мефодий, придя однажды к преподоб­ному, увидел Божественный свет, сиявший в его каливе. Ме­фодий не дерзнул приблизиться к Максиму, пока преподоб­ный сам не подозвал его.

 Рассказывали о преподобном и необычайное, напри­мер, что он питался небесным хлебом. Так, однажды зимой его пришли навестить Лаврский больничник Григории с другим братом. Место, где жил преподобный, занесло сне­гом от обильных снегопадов, и человеческих следов нигде не было видно. С трудом отыскав дорогу, они принесли в ке­лью преподобного хлеб, вино и прочую снедь, что служит к утешению естества. Однако, зайдя в каливу подвижника, братья увидели там горячий и чистый хлеб, от которого ис­ходило столь дивное и сильное благоухание, что оно напол­нило собой все жилище. Внимательно осмотревшись и не найдя в каливе признаков огня, они упали в ноги к святому и попросили дать им хотя бы частицу того хлеба. Сжалив­шись над ними, Максим отрезал им половину и протянул со словами: "Возьмите, ешьте, но не рассказывайте об этом никому, пока я жив". Преподобный дал им также испить во­ды, приятной на вкус. Обо всем этом, приводя в свидетели Бога, эти братья рассказали нам уже после кончины препо­добного. А другие монахи рассказывали, что соленую мор­скую воду преподобный превращал в пресную и пил сам, а затем давал пить и им.

 Однажды, во время сбора урожая, пришли к преподобно­му два монаха. Побеседовав с ними, Максим дал им сухарь и сказал: "Скорее идите в монастырь Дорофея, чтобы в дороге вам не подвергнуться опасности от непогоды". Надо сказать, что погода в это время была ясная, и совсем не было туч. Однако, прежде чем они дошли до монастыря Дорофея, по­дул сильный ветер, засверкали молнии, раздался гром, и по­лил такой сильный дождь с градом, что побил весь урожай. Неубранный виноград весь погиб, ибо урожай этот "собрал" град. Увидев это, те двое монахов воскликнули: "Господи, помилуй!" и рассказали всем о пророчестве преподобного.

 Как-то раз пришел к нему один ученый книжник из Кон­стантинополя. Как только преподобный увидел его, то уз­нал о его лукавых помыслах и начал увещевать его: "

Скажи мне, кто сможет описать жизнь святых такой, какая она была, кто знает ее в деталях? Потому и пишут лишь о малом из многочисленных свидетельств их святости, и ты должен знать, что благодать Святаго Духа, данная святым, не только та, о которой узнают люди, но гораздо более богата и непос­тижима. Она превосходит всякий ум и помышление. Если ты хочешь быть поистине мудрым, оставь еллинские глу­пости и успокойся, как говорит Давид, чтобы познать Бога. С помощью этого знания и духовного безмолвия ты станешь своим Богу, насколько это возможно, и тогда познаешь бла­годать Святаго Духа, непостижимые чудеса Божий и будешь обвинять себя, узнав, в какой тьме ты раньше находился. Без света невозможно познать тьму. Выйди на свет безмолвия и молитвы, и убежит от тебя первая тьма, ты увидишь благо­дать и силу святых, которой возжелаешь сам". Услышав это, книжник испугался, ибо преподобный открыл его потаен­ные мысли, и, получив большую пользу от этих слов, отстал от своих хульных помыслов, начав отныне исправлять и дру­гих премудрым учением святого.

 "Да и я сам, - говорит писатель сего жития, - Бог мне свидетель, не буду скрывать того, что видел у преподоб­ного, ибо был с ним знаком и имел общение. Однажды я с одним монахом вышел из Ватопедского монастыря и по­шел к преподобному. Не найдя его в каливе, я опечалился и стал оглядываться вокруг. Обойдя каливу сзади и подняв­шись чуть выше, я посмотрел на дорогу Илии. И вдруг уви­дел его в ложбине Агелариу, на расстоянии около двух миль. Путь до этого места был труднопроходимым и каменис­тым, ровной дороги не было совсем. Но - о чудо! - я вдруг увидел, как святой поднялся высоко над землей и, как орел легкокрылый, полетел над лесом и скалами, приближаясь ко мне. Увидев его, летящим таким образом, я испугался и воскликнул: "Велик Ты еси, Господи!" От страха я подался чуть назад и во мгновение ока святой с пением опустился там где я только что стоял. Но что он пел, из-за чуда я не помню. Упав к его ногам, я обнял его. Он же спросил меня, сколько времени я провел в этом месте, а затем, взяв меня за руку, провел в каливу. После того как преподобный дол­го поучал и наставлял меня, он напоследок сказал: "Смот­ри, никому не говори о том, что видел, до тех пор, пока я жив. Знай же, что ты станешь игуменом, а потом митропо­литом Ахридским и много пострадаешь. Однако ты терпи, подражая на древе повешенному Христу, ибо Он будет тебе Помощником в искушениях, которые случатся в свидетель­ство твоего подвига". Все это, согласно пророчеству святого, и исполнилось на мне.

 Но я не могу умолчать и о другом, что сам видел. Некий монах из Лавры по имени Иаков пришел просить святого, чтобы тот написал ему письмо, с которым он мог бы соби­рать милостыню на выкуп своего брата из рабства. Выждав немного, преподобный сурово ответил ему: "Ступай, вынь шестьдесят золотых, что спрятал в стене башни, и отдай их для выкупа брата. Не будь корыстолюбив и лжив, чтобы не попасть и тебе в рабство". Услышав это, Иаков расска­зал правду и попросил у преподобного прощение за свою дерзость.

 В другой раз некий мирянин пришел к преподобному и со слезами говорил ему: "Помоги мне, святый Божий, ибо меня отлучил от Причастия один священник, который умер, теперь я, несчастный, не знаю, что и делать". Сжалившись над ним, святой отвечал: "Ступай к митрополиту Веррии, который был архиереем умершего священника, и он тебя разрешит по закону". И тут же преподобный сказал одному монаху, бывшему с ним: "Ступай и ты к отцу Иоанну, чтобы он разрешил и тебя, пока жив, ибо он отлучил тебя от При­частия с того времени, как ты обругал его и ударил". Уди­вившись, что преподобный рассказал ему о грехе, о котором он и сам не знал, монах и мирской пошли в Веррию и получили прощение.

 Однажды митрополит Траянопольский и его диакон решили проверить преподобного, правда ли он прозорлив. По дороге епископ надел рясу диакона, а архиерейскую мантию отдал диакону. Архиерей под видом диакона первым подо­шел к святому и сказал: "Благослови, отче", после чего ос­тался стоять перед каливой в ожидании приглашения зай­ти. Святой же ответил: "Ты архиерей, ты и благослови ме­ня, и не обманывай, потому что я был наверху оврага, когда вы поменялись одеждой". С этими словами святой положил поклон, а архиерей, удивившись, благословил его и обнял.

 Святой рассказывал о преподобном и богоносном Нифоне Афонском, что над его каливой была небольшая пещера. Однажды Нифон вошел в эту пещеру и заснул. Пробудив­шись, он увидел перед пещерой одетую в красивые одежды женщину. Поняв, что это была хитрость лукавого беса, он трижды перекрестился, и она исчезла.

 О себе преподобный говорил, что однажды в понедельник к нему пришел монах, которого он никогда не видел, и сел перед его каливой. "Монах этот высох от крайнего воздержа­ния. Во вторник утром он подошел ко мне и мы беседова­ли. Поскольку у нас обоих не было ни хлеба, ни чего другого съестного, он вышел и сел повыше моей каливы, а в четверг утром снова вошел ко мне и мы беседовали. Затем он снова вышел и сидел на прежнем месте до утра субботы. Когда я вышел из каливы по нужде, то больше его уже не видел".

 Прожив в этой пещере четырнадцать лет, преподобный Максим вышел из нее и поселился близ священной Лавры, чтобы слышать ее колокола. Здесь он соорудил небольшую келью и оставался в ней до конца жизни.

 Можно еще многое рассказать о божественном Максиме, о его прозорливости, великих чудотворениях, богомудрых наставлениях, которые он давал и мирским, и монахам, и людям любого звания. Однако, по причине множества этих рассказов, невозможно все их привести в этой книге. А то, о чем мы написали, это все равно что из целого моря набрать стакан воды. Но и этого вполне достаточно, чтобы христиане узнали, что Бог не только в древности прославлял святых Своих, но прославляет и сейчас, и всегда тех, кто прослав­ляет Его добрыми делам. Бог возвеличивает их знамениями и чудесами, которые свидетельствуют о той вечной славе, которой будут наслаждаться в Царствии Небесном. Опуская многое, я расскажу о священной кончине святого.