«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Один раз пришли к преподобному для духовной беседы монахи из Лавры, а вместе с ними был один мирянин. Как только преподобный увидел его, еще издали, то не подпустил к себе, сказав, что это неверующий Акиндитат, хотя никто из его спутников не подозревал об этом. Святой много рассказал об этом человеке, называя его "опасным", "подобным бесу", "причастником всякой ереси и слугой антихриста". Таких еретиков преподобный Максим при всех прогонял и предавал анафеме.
Однажды некие монахи прибыли на Святую Гору, но, когда преподобный увидел их, то громко закричал: "Прогоните сначала от себя Массалиана (так звали одного из них), и тогда уже приходите ко мне". Услышав такое, монахи испугались и, прогнав того Массалиана, пришли к святому.
Некий монах захотел отплыть на корабле по какому-то делу в Константинополь из Салоник, но преподобный не отпускал его, предсказывая гибель корабля, и действительно, через три дня корабль со всеми пассажирами утонул.
Был случай, когда к Лаврской пристани причалил корабль и его пассажиры привели к преподобному бесноватого, одержимого бесом ненасытности. Ежедневно этот человек съедал пищу, достаточную для пятерых мужей, и не насыщался. Бросившись к ногам преподобного, они вместе с одержимым просили святого избавить его от беса. Взяв сухарь, преподобный подал его страждущему со словами: "Во имя Господа нашего Иисуса Христа, ешь ровно столько, насыщайся и успокойся". Человек тот избавился от беса ненасытности и с тех пор съедал не больше того сухаря, что дал ему преподобный. Отрекшись от мира и того, что в мире, он стал монахом. Руководимый святым, этот брат с помощью Божественной благодати преуспел в добродетели и стал искуснейшим монахом.
Как-то раз преподобный бранил одного монаха по имени Варлаам за его непослушание своему духовному отцу, и сказал, что за грехи последует для него плохой конец, и он умрет от холода и стужи, что и случилось впоследствии, во исполнение пророчества преподобного Максима.
Другому монаху по имени Афанасий преподобный предсказал смерть от измаильтян, и это тоже исполнилось. Сей блаженный настолько был богат благодатью Святаго Духа, что, как вблизи, видел происходящее на далеком расстоянии, а будущее предсказывал так, словно это было настоящее.
Предсказал преподобный и приход царей, сказав: "Придут ко мне цари ромеев, чтобы послушать пророчества и узнать будущее, а не для собственной пользы". Прошло немного времени, и к святому пришел Иоанн Кантакузин с Иоанном Палеологом, царствовавшие тогда, и он предсказал, что с ними случится, и все беды, которые произойдут. Затем, желая научить их, многое сказал для пользы души и подобающее для царей. Когда цари уже собрались уходить, святой сказал Кантакузину: "Вот, игумен монастыря", а другому Иоанну: "Держи неудержимое и не прельщайся ибо царствование твое будет долгим, но непрочным, и принесет тебе много волнений". После этого преподобный отпустил их, сказав: "До свидания, ступайте в мире". Прошло немного времени, и святой послал в Константинополь Кантакузину сухарь, луковицу и чеснок, предсказывая, что он станет монахом и будет питаться такой пищей. Все это вскоре и случилось. Принуждаемый Иоанном Палеологом он против своей воли стал монахом, и, когда ему дали для еды сухарь, он вспомнил о пророчестве преподобного и удивился. Так же поразился и Иоанн Палеолог, вспомнив о пророчестве преподобного тогда, когда все стало складываться по его предсказанию.
Направляясь вместе с клиром в Сербию ради единства и мира Церковного и проходя вблизи Святой Горы, патриарх Каллист зашел навестить преподобного Максима в его каливе. Выйдя ему навстречу, преподобный принял патриаршее благословение и после приветствия шутя сказал присутствующим: "Сей старец потерял свою старицу". Побеседовав некоторое время, преподобный встал и пошел перед патриархом и его спутниками, воспевая: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс. 118: 1), тем самым предвозвещая их смерть и погребение. Придя в Сербию, патриарх вместе с клириками вскоре преставились, будучи отравлены, как говорили многие; их похоронили в Сербии, в церкви. Так исполнились пророчества преподобного о царях и патриархе.
Некий подвижник Мефодий, придя однажды к преподобному, увидел Божественный свет, сиявший в его каливе. Мефодий не дерзнул приблизиться к Максиму, пока преподобный сам не подозвал его.
Рассказывали о преподобном и необычайное, например, что он питался небесным хлебом. Так, однажды зимой его пришли навестить Лаврский больничник Григории с другим братом. Место, где жил преподобный, занесло снегом от обильных снегопадов, и человеческих следов нигде не было видно. С трудом отыскав дорогу, они принесли в келью преподобного хлеб, вино и прочую снедь, что служит к утешению естества. Однако, зайдя в каливу подвижника, братья увидели там горячий и чистый хлеб, от которого исходило столь дивное и сильное благоухание, что оно наполнило собой все жилище. Внимательно осмотревшись и не найдя в каливе признаков огня, они упали в ноги к святому и попросили дать им хотя бы частицу того хлеба. Сжалившись над ними, Максим отрезал им половину и протянул со словами: "Возьмите, ешьте, но не рассказывайте об этом никому, пока я жив". Преподобный дал им также испить воды, приятной на вкус. Обо всем этом, приводя в свидетели Бога, эти братья рассказали нам уже после кончины преподобного. А другие монахи рассказывали, что соленую морскую воду преподобный превращал в пресную и пил сам, а затем давал пить и им.
Однажды, во время сбора урожая, пришли к преподобному два монаха. Побеседовав с ними, Максим дал им сухарь и сказал: "Скорее идите в монастырь Дорофея, чтобы в дороге вам не подвергнуться опасности от непогоды". Надо сказать, что погода в это время была ясная, и совсем не было туч. Однако, прежде чем они дошли до монастыря Дорофея, подул сильный ветер, засверкали молнии, раздался гром, и полил такой сильный дождь с градом, что побил весь урожай. Неубранный виноград весь погиб, ибо урожай этот "собрал" град. Увидев это, те двое монахов воскликнули: "Господи, помилуй!" и рассказали всем о пророчестве преподобного.
Как-то раз пришел к нему один ученый книжник из Константинополя. Как только преподобный увидел его, то узнал о его лукавых помыслах и начал увещевать его: "
Скажи мне, кто сможет описать жизнь святых такой, какая она была, кто знает ее в деталях? Потому и пишут лишь о малом из многочисленных свидетельств их святости, и ты должен знать, что благодать Святаго Духа, данная святым, не только та, о которой узнают люди, но гораздо более богата и непостижима. Она превосходит всякий ум и помышление. Если ты хочешь быть поистине мудрым, оставь еллинские глупости и успокойся, как говорит Давид, чтобы познать Бога. С помощью этого знания и духовного безмолвия ты станешь своим Богу, насколько это возможно, и тогда познаешь благодать Святаго Духа, непостижимые чудеса Божий и будешь обвинять себя, узнав, в какой тьме ты раньше находился. Без света невозможно познать тьму. Выйди на свет безмолвия и молитвы, и убежит от тебя первая тьма, ты увидишь благодать и силу святых, которой возжелаешь сам". Услышав это, книжник испугался, ибо преподобный открыл его потаенные мысли, и, получив большую пользу от этих слов, отстал от своих хульных помыслов, начав отныне исправлять и других премудрым учением святого.
"Да и я сам, - говорит писатель сего жития, - Бог мне свидетель, не буду скрывать того, что видел у преподобного, ибо был с ним знаком и имел общение. Однажды я с одним монахом вышел из Ватопедского монастыря и пошел к преподобному. Не найдя его в каливе, я опечалился и стал оглядываться вокруг. Обойдя каливу сзади и поднявшись чуть выше, я посмотрел на дорогу Илии. И вдруг увидел его в ложбине Агелариу, на расстоянии около двух миль. Путь до этого места был труднопроходимым и каменистым, ровной дороги не было совсем. Но - о чудо! - я вдруг увидел, как святой поднялся высоко над землей и, как орел легкокрылый, полетел над лесом и скалами, приближаясь ко мне. Увидев его, летящим таким образом, я испугался и воскликнул: "Велик Ты еси, Господи!" От страха я подался чуть назад и во мгновение ока святой с пением опустился там где я только что стоял. Но что он пел, из-за чуда я не помню. Упав к его ногам, я обнял его. Он же спросил меня, сколько времени я провел в этом месте, а затем, взяв меня за руку, провел в каливу. После того как преподобный долго поучал и наставлял меня, он напоследок сказал: "Смотри, никому не говори о том, что видел, до тех пор, пока я жив. Знай же, что ты станешь игуменом, а потом митрополитом Ахридским и много пострадаешь. Однако ты терпи, подражая на древе повешенному Христу, ибо Он будет тебе Помощником в искушениях, которые случатся в свидетельство твоего подвига". Все это, согласно пророчеству святого, и исполнилось на мне.