«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 Когда епископы, клир и святой Нифон пришли в Салони­ки, то их встретило множество народа, который хотел уви­деть преподобного и получить его благословение, и тут один спешил опередить другого. С наступлением воскресенья его рукоположили во архиерея - пасти народ Божий. Через не­сколько дней Нифон понял, что христиане испытывают смущение от латиномудренных нововведений Флорентийского псевдособора, и начал постоянно учить народ Божествен­ным заповедям апостолов, основываясь на постановлениях Соборов, полностью опровергая софистические доказатель­ства латинян и заповедуя твердо хранить Православие. Уте­шал он свою паству и во время бесчиний и искушений, про­исходивших от только что воцарившихся агарян, побуждая ради надежды на обетованные блага безропотно переносить скорби и мучения плена.

 Своими премудрыми поучениями он подвигал немило­сердных и жестоких богачей на милость к нищим, ибо сам был настолько милостив и нищелюбив, что неоднократно по ночам ходил один, чтобы подать все необходимое больным и немощным. Кротостью своих слов он привлекал всех к Бо­жественной воле. Премудрый привел в христианскую веру даже многих неверных, обратив их от заблуждения. Слух о нем прошел повсюду, так что к нему приходили многие. Узнали о нем и в Великой Церкви, и захотели его увидеть.

 Через два года Собор архиереев Константинопольской Церкви вызвал его по неотложным Церковным делам в сто­лицу. Это случилось устроением Божиим, так как светиль­ник, поставленный на более высоком месте, светит всем. Когда святой прибыл в Константинополь, то патриарх, архи­ереи, весь клир и народ приняли его со всеми почестями за его добродетель и премудрое руководство паствой. Там же был и Захария, они облобызались и радовались безмерно. При этом исполнилось пророчество божественного Захарии о том, что они встретятся еще в этой жизни. Однако через несколько дней святейший Захария, заболев, отошел ко Гос­поду, божественный же Нифон со всеми почестями благого­вейно предал погребению его честные останки.

 Спустя немного времени преставился о Господе и Конс­тантинопольский патриарх, и тут же, без промедления, все архиереи и клирики царской властью возвели на Вселен­ский престол премудрого Нифона, против его воли. Имея в святой своей душе ревность по Богу, он громогласно стал проповедовать, как новый апостол, Божественное учение, вразумляя, в меру запрещая, всячески стараясь отогнать волков от стада Христова и укрепить Православие. Божественными своими и премудрыми словами он спас многих неверных, которые принимали от него Божественное Крещение и, укрепляемые его молитвами, возвращались к себе на родину. После Крещения они старались держаться в стороне, чтобы избежать опасности от нечестивых.

 Радовалась Церковь Христова, имея такового светиль­ника, сияющего во всей вселенной, и не было в те времена другого, подобного ему. Однако ненавистник добра диавол не смог вынести известности преподобного, но подвиг неко­торых клириков-скандалистов разлучить святого с его паст­вой. Сговорившись против доброго пастыря, они указом сул­тана изгнали его из Патриархии.

 Не понимая, за что его с таким бессмысленным гневом изгоняют, святой недоумевал и печалился, но не оттого, что лишился престола, но из-за того, что христиане лишаются спасения. Зная, что все это козни лукавого, он молил Гос­пода простить грехи тем скандалистам, обратить их и дать возможность покаяться. Сам же он радовался, что избавил­ся от забот, и может насладиться желанным безмолвием. Он вернулся в Созополь, в обитель Честного Предтечи, и стал безмолвствовать. Проводил он жизнь в высшей степени уди­вительную, и слух о нем распространился по многим облас­тям, так что христиане приходили, чтобы увидеть святого и послушать его душеполезное учение.

 После того как он прожил в монастыре два года, его сно­ва пригласили в Константинополь, и Нифон во второй раз занял Вселенский престол. Он снова стал сиять, как све­тильник на подсвечнике, просвещая всю вселенную свои­ми удивительными поучениями. Но диавол снова не смог вынести дерзновения святого, поэтому замыслил изгнать его другим способом. Однажды, когда преподобный возвра­щался в Патриархию из той церкви, где служил, он внезап­но встретил на дороге султана. Посторонившись, Патриарх приветствовал его по достоинству, однако гордый султан, желавший, чтобы ему оказывали почести как Богу, оскор­бил святого, заявив, что он не умеет почитать царей как подобает. Ничего не ответив, смиренномудрый Нифон ушел, подумав про себя: "И это твои проделки, лукавый бес". Ког­да султан вернулся во дворец, он приказал сослать святого в Адрианополь, в сопровождении двух воинов. По дороге в Адрианополь солдаты причинили ему много зла, но Бог сохранил его невредимым. Придя на место, ему позволили жить в церкви святого Стефана под строгой охраной. Бла­годаря Бога, Который позволил ему в утешение жить и слу­жить при церкви первомученика, святой Нифон радовался и прославлял Господа, ибо был предан Ему всей душой и не надеялся на помощь людей.

 Поскольку слух о святом распространился и в Валахии, то Валашский господарь Радул захотел навестить святого. На­правляясь в Константинополь для уплаты царского налога, он проходил через Адрианополь. Использовав все возмож­ное, он получил разрешение от людей султана навестить святого. Придя к Нифону, он приклонил главу, поклонился ему с великим благоговением и, облобызав с любовью десни­цу святого, сказал: "Владыко святый, весьма желал я видеть треблаженный твой лик, удостоиться твоих молитв и приять от тебя благословение. Да будет благословен Бог, Который сподобил меня ныне насладиться видением тебя. Однако я очень скорблю по причине тех искушений, которым ты под­вергаешься". Святой ответил: "Светлейший повелитель, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14: 22), - говорит Господь. А божественный Павел пи­шет, что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8: 18). Так и мы должны терпеть превратности нынешней жизни с радостью, как их сносили божественные апостолы, которые радовались, когда их избивали иудеи, ибо их бесчестили за имя Господне, как описывает божественный Лу­ка в Деяниях святых апостолов (ср. Деян.5: 41). Блаженный Павел пишет в своих посланиях: «Ныне радуюсь в страданиях моих» (Кол. 1: 24). Радовались треблаженные в скорбях, с благодарностью терпя их, потому что ожидали блаженную надежду, но мы малодушны и что мы можем понести?"

 Услышав это, господарь пришел в умиление и сказал: "Прошу твое архиерейство прийти в Валахию научить нас потому что лишены мы духовного учения и пастыря духов­ного. Там ты обретешь покой, и все примут тебя с радостью. Только позволь мне попросить у нечестивых разрешения для тебя". Святой согласился и Радул попросил турок за не­го, после чего вместе с преподобным вернулся в Валахию, где все приняли Нифона как апостола Господня. Господарь же сказал ему: "Отныне, отче, ты будешь нашим водите­лем и пастырем, который поведет нас по пути спасения. Ты будешь иметь власть в Церковных делах и как повелишь, так все и будет".

 Божественный же Нифон ответил ему: "Хвалю тебя за добрый твой нрав, сохрани же его до конца. Но прошу тебя с благодарностью принимать все, что я буду предпринимать для вашего исправления. Даже если и сам ты согрешишь, то примешь духовное вразумление, ибо, когда простой народ видит, что властитель приемлет через покаяние исправле­ние, то и они исправляются с легкостью. И напротив, когда властитель попирает закон и нарушает священные каноны, тогда происходит великое падение, потому что люди легко преклоняются на зло". Господарь на это сказал святому: "Все, что ты сделаешь, отче, ради пользы наших душ, мы примем с радостью". И тогда премудрый Нифон повелел собрать По­местный Собор. Съехались все священники, игумены монас­тырей, архонты во главе с господарем, и блаженный начал проповедовать Божественное учение, увещевать их блюсти добрые нравы, приводя доказательства из Священного Писа­ния и творений святых отцов, убеждая отвращаться от злых обычаев. Приняв медоточивые его поучения и послушав­шись божественных его словес, они стали стараться исправ­лять всякое бесчиние и нравы. Рукоположил святой Нифон и двух епископов, заповедав прилежно заботиться о пастве Христовой, ибо о вверенных им дадут они отчет Страшному Судии. Затем, обратившись к господарю, святой громко ска­зал: "Ты же, чадо Радул, имеющий в руках власть, должен вразумлять своих граждан, наказывать бесчинников, невзи­рая на лица, будь то великий или малый, но творить правед­ный суд, потому что, как говорит Священное Писание, суд принадлежит Святому Богу".

 Преподав с великим смирением свои поучения, святой распустил Собор, задержав на некоторое время священни­ков и монахов из дальних мест, чтобы они исправились. Все прославляли Бога, пославшего им такого светильника, кото­рый наставил их на путь истинный, и называли его "новым Златоустом". Служил Нифон каждое воскресенье и в празд­ники, чтобы все приходившие в церковь могли услышать его учение. И старался дивный Нифон любым способом от­вратить их от дурного обычая пьянства, потому что почти все в чрезвычайной степени были преданы этой страсти, от которой происходят все смертные грехи, а особенно блуд и мерзкое мужеложество, ибо многие были ему подвержены. Поэтому премудрый старался погасить пламень пьянства и непрестанными своими поучениями обратил к покаянию великое множество народа. Однако ненавистник добра диавол снова замыслил козни на святого, чтобы помешать Бо­жественной его проповеди.

 Один знатный архонт из Богдании, злой нравом и творив­ший много зла, покинул родину, чтобы уйти из-под власти своего правителя. Он оставил дом, жену, детей и прибыл в Валахию. Подружившись с господарем Радулом, он захотел поселиться в его государстве и жениться на другой. Зная о том, что у Богдана есть жена на родине, господарь презрел отеческие законы и каноны и выдал за него собственную сестру. Узнав об этом, законная жена Богдана в слезах напи­сала святому Нифону письмо, сообщив, что он женат и имеет детей. Получив письмо, святой позвал архонта и с кротостью и смирением начал вразумлять его, чтобы тот оставил без­законие и вернулся к законной жене. Однако злонравный и нераскаявшийся Богдан с угрозами ушел от святого и придя к господарю, склонил того на гнев, требуя изгнать святителя из Валахии. Нисколько не убоявшись угроз, божественный Нифон наутро пришел во дворец к господарю и вначале дал ему письмо, присланное женой архонта, а затем, открыв книгу с законами Божиими, умолял его не презирать реше­ния Божий и каноны нашей Церкви. Сбросив маску преж­него благочестия, Радул разозлился на святого и сказал: "Владыка, ты не должен быть таким суровым, но следует те­бе иметь стыд и страх перед господарем. Я и раньше хотел тебе указать, что как только я привел тебя сюда, ты попрал и отменил все наши обычаи и порядки, изменив их по свое­му усмотрению. Отныне мы более не желаем, чтобы ты учил нас, нам не нужны твои обычаи и твои порядки, потому что мы люди мирские и не можем следовать за тобой".

 Не ожидая такого отпора, святой отвечал ему: "Светлей­ший господарь, думал ли я, что ты мне скажешь такое? Разве твоя светлость вместе со своими архонтами не приходили ко мне и дважды, и трижды, и не просили меня прийти сюда ради душевной вашей пользы? Покажи мне, какой дурной обычай и порядок я завел у вас, а ваш собственный отменил? О горе! Ныне я ясно вижу, что найдет на вас великий гнев, потому и печалюсь о ваших душах. О себе самом я совершен­но не забочусь, потому что все дерзновение свое возлагаю на Того, Кого от юности моей возжелал и желаю. Ради любви к Нему я с радостью пролью, если будет необходимо, и соб­ственную кровь. Знай же, господарь, что вся моя сила - закон Церкви, за которую Господь мой пролил Пречистую Свою Кровь, чтобы очистить ее от всякого греха и освятить. Он хо­чет, чтобы она была чиста и свята в делании заповедей Божиих, которые я желаю исполнять до конца своей жизни".

 С этими словами Нифон вышел из дворца и, придя в цер­ковь, повелел собрать народ. Сказав им длинную проповедь, он надел архиерейское облачение и отлучил от Христовых Тайн беззаконного архонта и помогавших ему в беззаконии вместе с той прелюбодеицей, за нарушение закона. Затем, еще наставив народ, он предсказал, что произойдет в Вала­хии, что Радул и архонт умрут злой смертью и погибнут вме­сте с их беззаконием. После этого святитель положил на пре­стол архиерейское облачение и, облобызав святые иконы, ушел.