«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 Узнав об этом, Радул издал указ по всему государству: не называть святого более архиереем, не оказывать никакой чести и заботы, а если станет известно, что кто-то дал ему хлеб или иное что, или принял его в своем доме, то такой потеряет жизнь, а имущество его отойдет государству. Свя­той, чтобы не вызвать еще большего гнева, ушел как можно дальше от столицы, где и поселился в маленьком домике на окраине, возлагая всю свою надежду на Бога. И Он, Много­милостивый, посылал ему все необходимое, как в древнос­ти пророку Илии посылал пищу через ворона, и Даниилу через Аввакума. Один знатный юноша из рода Бессарабов по имени Неанг, духовное чадо святого, видя, что святой Нифон в таком утеснении, весьма печалился и из благого­вения сам тайно, боясь гнева властителя, приносил ему все необходимое.

 Через некоторое время Радул, размышляя о проклятии святого и боясь, чтобы гнев Божий не нашел на него внезап­но (ибо хотя он и был настроен против святого, но знал, что тот был праведен во всем и богобоязнен), вернул Нифона во дворец с почестями, надеясь, что лестью сможет получить прощение. Он сказал ему: "Отче божественный и премудрейший, прости нас, которые согрешили против тебя как люди, а твое всесвятейшество получит прощение от нас в том, что ты сказал и сделал против нас. Просим тебя, не сер­дись на нас за наши грехи, а мы дадим тебе столько денег и одежд, сколько нужно, и пошлем тебя с честью, куда бы ты ни захотел. А туда, где будешь жить, мы вышлем все необ­ходимое. О сожительстве же архонта не беспокойся, потому что он получил прощение от всего Архиерейского Синода Константинопольской Церкви, пусть и твое Всесвятейшест­во даст прощение, как и подобает". Вздохнув из глубины ду­ши, божественный Нифон отвечал: "Радул, не нужно мне ни твоих денег, ни одежд, ни почестей, да не будет того. Ты помнишь, как ты уговаривал меня прийти в Валахию, что­бы я научил вас слову Божию. Если я поступил с вами без­законно, свидетельствуй о том. Я же поставлен от Господа моего обличать беззакония, а к этому беззаконию я не хочу быть причастным никогда, потому что оно не позволено ни­каким законом. Ты сам привел меня сюда, ты сам же меня и прогоняешь. Я иду туда, куда меня приведет Господь. Вы же умрете в беззаконии, во многих скорбях и болезнях, и мно­гие беды произойдут в вашей стране. Тогда вы будете искать меня, «и не найдете» (Ин. 7: 34).

 С этими словами святой ушел и, найдя духовное свое ча­до Неанга, сказал ему наедине: "Вижу я, чадо мое, что ве­ликий гнев грядет на эту страну. Ты вместе со своим родом подвергнешься опасности, но Всемилостивый Бог сохранит тебя от всякого зла. Если ты исполнишь заповеди, которые я тебе дал, ты не только избавишься от всякой опасности, но и будешь в большом почете, и имя твое будет слышно во всех концах страны. Вспоминай же меня, духовного твое­го отца, а я, если обрету дерзновение у Человеколюбивого Бога, упрошу Его за тебя". Святой благословил свое чадо и облобызал, а Неанг рыдал, оплакивая предстоящее сирот­ство. Со своими учениками Макарием и Иоасафом Нифон от­правился в Македонию, а оттуда в Петолии, уча и укрепляя православных христиан. Затем он пришел на Святую Гору, в священную Ватопедскую обитель, где тамошние отцы при­няли его со всяким благоговением и радостью, прославляя Бога, сподобившего их увидеть такого светильника Божия и учителя. Узнав о его приходе, Святогорские подвижники постоянно приходили к нему за благословением и внимали его душеполезным поучениям.

 Ученик его Макарий, во всем подражая добродетелям свя­того и подвизаясь во многих трудах, взошел на такую высоту Божественной любви, что сердце его возгорелось желанием окончить жизнь в мученичестве. Нифон, которому он рас­сказал о своем желании, знал, что цель Макария согласна с Божественной волей, и сказал: "Ступай, чадо, путем мучени­чества, ибо, согласно твоей ревности, ты сподобишься при­нять мученический венец, и будешь вечно радоваться с му­чениками и преподобными". С этими словами он благосло­вил его и перекрестил. Все случилось согласно пророчеству святого. Придя в Салоники, истинно блаженный дерзно­венно предстал перед османами и за проповедь Христа был подвержен немилосердным мучениям. В конце ему отруби­ли голову, и так он принял мученический венец. Божествен­ному Нифону это было открыто Святым Духом, и он сказал другому своему ученику, Иоасафу: "Знай, чадо, сегодня брат твой Макарий скончался, и в радости пошел на Небеса".

 Через некоторое время Нифон вместе с Иоасафом тайно ушли из Ватопедского монастыря и, никем не узнанные, при­шли в монастырь Дионисиат, в котором, как говорят, ктито­ром был установлен следующий обычай. Желающий стать монахом в обители должен был поработать погонщиком му­лов, или носить дрова, или исполнять другие послушания столько времени, сколько назначит настоятель. Только тог­да его принимали в монастырь и постригали. Если же же­лающий уже был монахом, то его сразу записывали в число братии. Итак, никем не узнанный Нифон пришел в монас­тырь под видом бедного монаха. Когда настоятель спросил, согласен ли он исполнять все послушания, Нифон положил поклон и согласился. Как раз в это время, пока он еще оста­вался неузнанным, в монастырь пришли посланцы из Вели­кой Церкви Христовой, которые искали Нифона, чтобы сно­ва возвести его на Вселенский Престол по указу султана. Не найдя его, они ушли.

 Однажды святого Нифона назначили быть на наблюда­тельном пункте на высокой горе напротив монастыря, ибо в то время на Святую Гору внезапно нападали пираты, обраща­ли многих в рабство и похищали все, что могли. Посреди но­чи, когда святой стоял на молитве на этом наблюдательном пункте, некоторые добродетельные монахи, бдевшие ночью, увидели столп огня, восходивший от земли на небо. Один же из братий, несший послушание вместе со святым, про­снувшись, увидел, что святой был весь в огне. Испугавшись, он прибежал в монастырь и рассказал о своем страшном видении первым старцам обители. То же самое рассказа­ли и другие монахи. Тогда, собравшись в церкви, они стали молиться Святому Богу, чтобы Он открыл им, кто же этот человек, которого сопровождают такие знамения. И услы­шал Господь их моление, открыв тайну следующим образом. Игумен монастыря увидел во сне, что он стоит посреди хра­ма и видит божественного Иоанна Предтечу, который ска­зал: "Собери всю братию, и выходите встречать патриарха Нифона. Достаточно и того смирения, которое он показал, став погонщиком мулов, иначе потеряете великого иерея". Проснувшись, игумен оцепенел в изумлении. Придя в себя через некоторое время, он стал стучать в било и, созвав всех братьев, поведал им о сне, который видел. Только тогда они узнали, что бедный монах был патриархом Нифоном. Когда же блаженный, погоняя мулов, вечером возвращался в мо­настырь, ему навстречу вышли все братья со свечами и фи­миамом, и встретили его с большой торжественностью. Как только дивный Нифон увидел эту процессию, он бросился на землю и стал обливать ее слезами. Сотворив поклон, игумен облобызал его святые руки и сказал: "Хватит, о вселенский светильниче, испытывать твое терпение, хватит переносить крайние мучения, которые ты терпишь по своей воле. Доста­точно того смирения, которое ты уже показал, а мы, убогие, и не подозревали о том". И все братья плакали, а особенно те, кто по неведению опечалили его; они припадали к его священным ногам и просили прощения.

 Тогда со многими слезами святой сказал: "Отцы и братья мои, для того Господь скрыл меня в этом душеспасительном месте, как я просил Его, чтобы избавиться мне от забот мир­ских, и получить милость на Страшном Суде, ибо если мы не отречемся от родителей, родных и любой человеческой славы и привязанностей мира сего, как Сам Он нам заповедует, то будем недостойны следовать за Ним. Если мы приобре­тем весь мир, а душе нашей повредим, какая от этого поль­за?" Тем же, кто просил прощения, он сказал: "О чада мои и братья! Те, которые подвизаются в добродетели, должны иметь кротость и любовь к ближнему, не гневаться на них, если и тысячу зол от них потерпят, ибо все мы люди, и никто из нас не чист". Наставив их так, чтобы они не делали зло другим, но без гнева и ропота исполняли каждый свое по­слушание, посильно помогая друг другу, он благословил их и облобызал.

 Затем святой вернулся в монастырь и невозможно опи­сать, какие подвиги и труды понес блаженный. Хотя Нифон был уже стар и крайне утомлен опасностями и ссылками, он служил обители во всех нуждах, как один из последних мо­нахов. С его помощью в обители было возведено множество построек, он посещал больных, утешал скорбящих и много раз, когда я (иеромонах Гавриил) приходил к нему ради его душеполезных по­учений, видел, как он копался в саду, помогал на мельнице, спускался к монастырской пристани, когда приходили ко­рабли, и трудился вместе с прочими послушниками, чтобы они не роптали и не потеряли награды от своих трудов. Но ненавистник добра диавол не переставал воевать на свято­го, ибо и в монастыре находил некоторых монахов, которые, по его наущению, поднимались против Нифона, осуждали и оскорбляли его, называя лицемером и болтуном. Промыс­лом Божиим ему были открыты козни сатаны и он просил Бога укрепить его, чтобы вынести все искушения, а обид­чиков простить и спасти, по Его человеколюбию. В таком смирении, терпении, тесноте и вольной нищете подвизался присноблаженный, нисколько не обращая внимания на свой архиерейский сан и на то, что был Вселенским Патриархом, но всю эту человеческую славу считал несущественной.

 Однажды действием Святаго Духа он предузнал, что бра­тьям, везшим на корабле провизию для монастыря с подворий, угрожает опасность от разыгравшейся бури. Святой отправился на корабль, потому что тот находился недалеко от монастыря, и тотчас же буря прекратилась, и наступил полный штиль. Припав к его священным ногам, братья про­изнесли:

 - Священнейший отче, мы веруем, что все, что бы ты ни попросил у Бога, Он даст тебе. Поэтому просим, помолись ко Господу, как имеющий к Нему дерзновение, дабы мы и далее плыли безопасно, и без потерь доставили провизию в монастырь.

 - Если вы будете исполнять молитвенное правило, не бу­дете предаваться празднословию, произносить постыдные и недостойные слова, тогда Господь легко вас услышит и изба­вит от всех обстояний.

 Затем, преклонив колена, он поднял очи и руки к Небу и долгое время тайно молился. Поднявшись, он трижды бла­гословил багор, бывший на корабле, и сказал:

 - Братья, всегда обязательно ставьте этот багор в чистое место, а когда случится опасность, опускайте его в море, и тогда вы будете плыть в безопасности.

 С тех пор это чудо происходило каждый раз, когда им грозила опасность на море. Как только случалась буря, то, благоговейно призывая имя Господа и святого, монахи опус­кали багор в море, после чего море успокаивалось. Иноки так почитали тот багор, что во время каждения при богослу­жении кадили и тот багор, представляя, что видят святого. Когда на море поднималась буря, братья кричали: