«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 Затем святой вернулся в монастырь и невозможно опи­сать, какие подвиги и труды понес блаженный. Хотя Нифон был уже стар и крайне утомлен опасностями и ссылками, он служил обители во всех нуждах, как один из последних мо­нахов. С его помощью в обители было возведено множество построек, он посещал больных, утешал скорбящих и много раз, когда я (иеромонах Гавриил) приходил к нему ради его душеполезных по­учений, видел, как он копался в саду, помогал на мельнице, спускался к монастырской пристани, когда приходили ко­рабли, и трудился вместе с прочими послушниками, чтобы они не роптали и не потеряли награды от своих трудов. Но ненавистник добра диавол не переставал воевать на свято­го, ибо и в монастыре находил некоторых монахов, которые, по его наущению, поднимались против Нифона, осуждали и оскорбляли его, называя лицемером и болтуном. Промыс­лом Божиим ему были открыты козни сатаны и он просил Бога укрепить его, чтобы вынести все искушения, а обид­чиков простить и спасти, по Его человеколюбию. В таком смирении, терпении, тесноте и вольной нищете подвизался присноблаженный, нисколько не обращая внимания на свой архиерейский сан и на то, что был Вселенским Патриархом, но всю эту человеческую славу считал несущественной.

 Однажды действием Святаго Духа он предузнал, что бра­тьям, везшим на корабле провизию для монастыря с подворий, угрожает опасность от разыгравшейся бури. Святой отправился на корабль, потому что тот находился недалеко от монастыря, и тотчас же буря прекратилась, и наступил полный штиль. Припав к его священным ногам, братья про­изнесли:

 - Священнейший отче, мы веруем, что все, что бы ты ни попросил у Бога, Он даст тебе. Поэтому просим, помолись ко Господу, как имеющий к Нему дерзновение, дабы мы и далее плыли безопасно, и без потерь доставили провизию в монастырь.

 - Если вы будете исполнять молитвенное правило, не бу­дете предаваться празднословию, произносить постыдные и недостойные слова, тогда Господь легко вас услышит и изба­вит от всех обстояний.

 Затем, преклонив колена, он поднял очи и руки к Небу и долгое время тайно молился. Поднявшись, он трижды бла­гословил багор, бывший на корабле, и сказал:

 - Братья, всегда обязательно ставьте этот багор в чистое место, а когда случится опасность, опускайте его в море, и тогда вы будете плыть в безопасности.

 С тех пор это чудо происходило каждый раз, когда им грозила опасность на море. Как только случалась буря, то, благоговейно призывая имя Господа и святого, монахи опус­кали багор в море, после чего море успокаивалось. Иноки так почитали тот багор, что во время каждения при богослу­жении кадили и тот багор, представляя, что видят святого. Когда на море поднималась буря, братья кричали:

 - Опускайте, опускайте "патриарха" в море, чтобы буря прекратилась.

 Как многоценное сокровище этот багор хранился в монас­тыре больше ста пятидесяти лет.

 Достигнув глубокой старости (девяноста лет) и зная из откровения от Господа, что пришло ему время перейти к Желанному Христу, святой созвал всю братию и сказал им о своем отшествии, заповедав строго исполнять правила мо­нашеского жития и подвизаться всеми силами, чтобы сподо­биться Царства Небесного. Все братья горько оплакивали свое сиротство. А два брата, которые по неведению прежде поносили его, безутешно рыдали, прося у него прощения. Наставив и утешив их, святой преподал свое благословение и сказал предстоявшим: "Братья мои, если у вас есть какая духовная просьба, просите, прежде чем я предам дух мой Господу". И все отвечали: "Всесвятейший отец, дай нам твои молитвы письменно, мы будем читать их при погребе­нии каждого монаха, чтобы тот получал отпущение грехов". Послушный до конца, святой не презрел их просьбы, но, по­молившись о ней Богу, с горячими слезами сказал своему ученику Иоасафу: "Чадо, запиши на бумаге то, что я говорю, чтобы слова мои остались как постоянное утешение братии".

 Когда Иоасаф записал разрешительные молитвы, святой сказал ему: "Я иду к Желанному Богу, а ты, чадо, ступай в Константинополь и сделай, как я тебе велел. Там ты полу­чишь венец мученический и будешь вечно радоваться на Небесах". Затем, получив прощение братии, патриарх при­частился Пречистых Тайн и предал блаженную душу свою в руки Божий. Это случилось одиннадцатого августа. Все братья плакали о том, что лишились доброго пастыря, а все отцы из монастырей и скитов, которые узнавали о кончине Нифона, устремились в монастырь, чтобы облобызать свя­щенные мощи. На похороны собралось множество народа, служили Всенощное бдение, а наутро, с большим торжест­вом, светлого светильника вселенной, адаманта терпения, мужественного в опасностях и испытаниях, искушенного, как злато в горниле, и претерпевшего все ради любви ко Господу, предали земле.

 Вот так прожил присноблаженный Нифон свою жизнь и в таких подвигах, борениях и добродетелях просиял во вселенной. Он, будучи Патриархом, возродил в Божественном Крещении множество армян, евреев и турок, а божест­венными и медоточивыми поучениями привел ко Господу бесчисленное количество спасенных. Отсылал он к Богу своих учеников и в мученических венцах. Так, блаженный Иоасаф после кончины святого пришел в Константинополь и, согласно заповеди святого, дерзновенно проповедал перед агарянами Святую Троицу, за что был предан ими на страш­ные мучения, и, по пророчеству святого, он получил муче­нический венец.

 А сейчас пришло время рассказать о том, что произошло в Валахии, как и предсказывал божественный Нифон. Как только святой ушел оттуда, в Валашской Церкви возникло сильное смущение и большие соблазны от самих церковни­ков и от архонтов. От сильных ветров в стране начались засу­ха и страшный голод, и только тогда все поняли, что это на­казание от Бога за то, что прогнали святого. Тогда господарь Радул послал искать его во все концы земли, но не нашел, как Нифон и предсказывал.

 После кончины святого Радул заболел какой-то страшной неизлечимой болезнью: все тело его было изрыто ямками и издавало невыносимое зловоние, так что никто не мог к не­му приблизиться. Так в сильных мучениях он и скончался, и был погребен в монастыре святого Николая, называемого Далеким, который сам же и построил. После его погребения, к ужасу присутствовавших, могила тряслась три дня, как и у царицы Евдоксии во времена Иоанна Златоуста. Все были в страхе, ибо вспомнили, что все это случилось согласно про­рочеству святого Нифона. Опасности подвергся и добрый Неанг, духовный сын святителя, как тот ему и предсказывал. Ему угрожали тираны господари, правившие после смерти Радула: сначала Михнас, а затем Владул. Но, по пророчеству святителя, Неанг его заступничеством не только избавился от всех опасностей, но, по просьбе народа, стал господарем всей Унгровлахии.