«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 Придя на Синай и приняв постриг, он прожил там три го­да, достигнув великой меры добродетелей, после чего стал проситься у игумена отпустить его в Ребли. Получив разре­шение, он пришел в город, в храм святого Георгия, и встре­тился с тем богобоязненным священником, о котором мы упоминали ранее. Он открыл ему, кто он такой и сказал:

 - Вот, Божественной благодатью и благоприятными тво­ими молитвами я стал христианином и монахом, однако имею сильное желание увидеть Господа Иисуса Христа, по­этому горячо прошу тебя, исполни мое желание.

 Прославив Бога, священник отвечал:

 - Ступай к своему дяде-эмиру и перед ним и всеми са­рацинами исповедуй, что Господь наш Иисус Христос, Сын Божий и Бог, Создатель всей Твари, что Он вочеловечился и сотворил удивительные чудеса, был распят, и погребен, и воскрес в третий день, и со славою вознесся на Небеса. Сде­лав так, ты с дерзновением сможешь узреть Господа.

 После этого присноблаженный тот инок, послушавшись божественных слов благочестивого священника, отправился в ту страну, где жил его дядя. Ночью он поднялся на мина­рет мечети и начал громким голосом взывать: "Бегите сюда, сарацины, я хочу вам кое-что сказать". Услышав зов, те сбе­жались со свечами и, обнаружив монаха, спросили, что тот хочет им сказать. Монах же отвечал им: "Что вы мне дадите, если я вам сообщу, где находится племянник эмира, который тайно ушел?" Те пообещали ему столько денег, сколько он сам захочет. И тогда монах сказал: "Отведите меня к эмиру, я сам ему скажу". Они с радостью отвели его к эмиру, пояснив: "Этот монах знает, где находится твой племянник". Эмир спросил его, правда ли, что он знает место, где находится его племянник, и монах отвечал: "Да, знаю, потому что я и есть ваш племянник, но теперь я христианин, и верую во Отца и Сына и Святаго Духа, Единое Божество, и исповедую, что Сын Божий воплотился от Приснодевы Марии и сотворил в мире великие чудеса, и был распят, и в третий день воскрес, и вознесся на Небеса, и сел одесную Бога и Отца, и снова гря­дет судить живых и мертвых".

 Услышав эти слова, его дядя эмир с удивлением спросил: "Что с тобой случилось, несчастный, почему ты оставил свой дом, богатства, славу, и презренно скитаешься, как нищий? Почему ты не хочешь вернуться в свою веру и исповедать Мухаммеда пророком, и прийти в прежнее свое состояние?" Монах на это отвечал: "Все, что у меня было тогда, когда я был сарацином, все было от диавола. А эта власяница, кото­рую я сейчас ношу, моя похвала, и богатство, и предобручение славы, которой я буду наслаждаться за истинную веру во Христа моего. Мухаммеда же, который вас обольстил, и веру его, проклинаю и отвращаюсь". Жалея его, эмир ска­зал находившимся при нем сарацинам: "Он сошел с ума и не знает, что говорит. Выведите его и прогоните". Но те ему возразили: "Ты хочешь отпустить того, кто проклял нашего пророка и нашу веру, и который достоин тысячи смертей? Что, может быть нам тоже отречься от нашей веры и стать христианами?"

 Испугавшись, что они взбунтуются против него, эмир разрешил им делать с племянником, что захотят. Скрежеща зубами, они схватили этого благословенного монаха, выве­ли за город и побили камнями, он же при этом призывал имя Господа нашего Иисуса Христа. Так присноблаженный скончался в добром исповедании и тотчас же, с дерзновени­ем пойдя ко Господу, Которого так возжелал, приял мучени­ческий венец. Но еще долгое время каждую ночь над грудой тех камней светила светлая звезда, освещая место мучени­чества. Видя это, сарацины удивлялись. По прошествии дол­гого времени эмир, наконец, позволил христианам вынуть святые мощи мученика из-под камней. И - о чудо! - тело его найдено было совершенно целым и нетленным, и изда­вало сильное благоухание. С благоговением облобызав его, христиане с гимнами и псалмопениями погребли мученика, прославляя Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки. Аминь.

Душеполезное повествование аввы Эльпидия

 Некий монах по имени Эльпидий, безмолвствуя в своей келье, был борим грехом нерадения и беспечности. А по­скольку брань беспечности одолевала его долгое время, он оставил келью и отправился во внутреннюю пустыню, на­зываемую Элосской. По дороге он встретил весьма преста­релого отшельника, совершенно нагого, который, завидев Эльпидия, побежал от него. Монах Эльпидий погнался за от­шельником и просил его остановиться. Отшельник встал и, по обычаю, сотворил молитву, а потом спросил Эльпидия:

 - Кто ты, брат, и как попал сюда?

 - Я был борим грехом беспечности и пошел в пустыню, чтобы грех удалился от меня. Хотел я найти какого-нибудь раба Божия, чтобы он умолил о мне Бога. И вот, Господь пре­зрел мои грехи и послал мне твою святыню. Прошу тебя, от­че, ради Господа, умоли Бога о мне, грешном, и позволь мне жить с тобой.

 Обняв меня и помолившись обо мне Богу, отшельник сказал:

 - Жить со мной в пустыне, чадо, невозможно, ибо тебе не дано это от Бога.

 - Скажи мне, отче, ради Господа, как ты пришел сюда, в пустыню, сколько лет живешь, и какой дар дал тебе Бог?