«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 Тогда один из них сказал:

 - Он не виноват, а виноваты их священники, которые учат, что там, где они отреклись от своей веры, там и должны исповедать ее снова.

 - Давайте не будем его вешать, а обезглавим его мечом.

 Потом обратился к мученику:

 - Что больше, девяносто или сто?

 - То, что ты меня спрашиваешь, знают и младенцы.

А муфтий спросил его для того, чтобы узнать, в здра­вом ли он уме, потому что если бы оказалось, что он сумас­шедший, то они бы прогнали его. Наконец, поняв его не­преклонность, судья произнес приговор: обезглавить через усечение мечом. Мученика схватили палачи и привели на место казни. Они поставили Георгия на колени, и один из палачей взмахнул мечом, чтобы испугать его. В это время подошел турок Осман, который, показывая, что как будто жалеет его, сказал:

 - Люди, подождите, что вы хотите делать?

 Затем он обратился к мученику:

 - Человек, пощади свою жизнь. Скажи только, что согре­шил, и освободишься, пойдешь отсюда и будешь жить как хочешь.

 - Я христианин Георгий и не нуждаюсь в твоих разъяс­нениях.

 После этого палач спросил его:

 - Раскаиваешься?

 - Я христианин.

 - Склони голову.

 Мученик с радостным лицом склонился, и палач отрубил святую его голову в пятницу пятого апреля, в третий час дня. Блаженная же его душа отошла к Желанному Христу и прияла неувядаемый венец. Святые же его мощи осияла Божественная благодать, потому в ночь с пятницы на суб­боту, на рассвете, многие, не только христиане, но и агаря­не, видели, что мощи мученика светились, испуская дивный свет, как светится зеркало, когда в нем отражается солнце. Свет тот исходил от крови мученика, пока она еще была на этом пологом и вымощенном камнями месте. С наступлени­ем субботы о чуде узнал весь народ, и судья приказал по­местить святые мощи в гробницу святого великомученика Полидора. Пока мощи несли к гробнице, некоторые из хри­стиан оторвали несколько волосков с головы мученика, дру­гие взяли окровавленную его одежду. Позже они сообщили, что от одежды исцеляются те, кто испытывает сильный жар. Один из иноплеменных взял себе частицу одежды для бра­та, который лежал в горячке.

 Это мученичество послужило к неисцельному стыду су­противных, а для благочестивых стало духовной радостью и весельем неизреченным во славу Господа нашего Иисуса Христа со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Житие преподобного и богоносного отца нашего Феоны, архиепископа Солунского и ктитора монастыря святой Анастасии Узорешительницы

 «Тесной шествовав в житии, от­че, стезей, ныне ликовствуеши на Небеси. Дух Феоны отсюда послан в славный Град».

 Ни письменные документы, ни предания не донесли до нас, где сей преподобный и богоносный отец наш Феона, чест­ной обители святой Анастасии ктитор, наставник и учитель Солуни и всей Фессалии, святейший пастыреначальник, слава подвижников, архиереев украшение и всех христиан превосходная похвала имел земную родину, от каких роди­телей произошел и как стал епископом Солуни. Может быть, это произошло потому, что из совершенной ненависти ко всему земному святой не открыл никому ни названия своего отечества, ни имен родителей (как это делали и многие дру­гие святые), и считал родиной своей Небесный Иерусалим, как новое отечество, предопределенное для него, родителя­ми - Господа нашего Иисуса Христа и Госпожу Богородицу, а братьями и сродниками - всех от века святых, либо пото­му, что всепожирающее время стерло все воспоминания и рассказы о жизни святого. Мы знаем о нем лишь то, о чем упоминается в житии преподобномученика Иакова Нового, на Святой Горе Афон подвизавшегося, где ныне скит Чест­ного Иоанна Предтечи. В этом житии говорится, что святой отец Феона, украшенный священным саном, жил сначала в монастыре Пантократор. Любя безмолвную жизнь больше, чем общежительную, он привык брать просфоры, немного еды и уходить к святому Иакову, известному среди отцов Святой Горы за таинственные откровения и Небесные дары, которые удостоился приять от Бога. Феофан часто посещал Иакова и научался от него высокой науке монашеского жи­тия, а после многократных просьб, наконец, стал его учени­ком, поступив в его братство. Он радовался тому, что сподо­бился слышать о божественных видениях старца, и что его учитель и старец такой Небесный человек. Движимый бо­жественным откровением, Иаков вышел в мир и поселился в Навпакте, в обители Честного Предтечи, рядом с селением Тревестика. Его сопровождал святой Феона, который соб­ственными очами узрел Божественный свет, который стран­ным образом появлялся над монастырем Предтечи три вечера подряд перед тем, как туда пришел божественный Иаков. Для своего верного и близкого ученика, святого Феоны, Иаков получил от епископа Арты Акакия письменное разрешение исповедовать приходящих в Арту христиан. Позже, когда святой Иаков уже был осужден на мучение по приказу бея, другие ученики смалодушествовали и верну­лись обратно в монастырь Предтечи, а святой Феона ничего не испугался, но, сжигаемый любовью, сопровождал воз­любленного своего учителя, сострадая ему и стараясь об­легчить муки, которым тот подвергался. Однажды, с другим учеником старца по имени Маркиан, они спросил святого Иакова, находившегося в темнице с Дионисием и диаконом Иаковом, его учеником: "Скажи нам, отче, что будет после твоей кончины с нашей обителью и с братьями?" И препо­добный загадочно отвечал им: "Когда благоволит Бог изба­вить нас из рук султана, тогда пойдем сначала к Патриарху, затем в Великую Валахию, а когда придем туда, уже не бу­дем бояться искушений. После этого придем мы, с севера, и вы, с юга, соберемся близ Солуни и помощью Божией обретется вам монастырь для жительства, и станем нераз­лучны и в нынешнем веке, и в будущем".

 Эта загадка, братия моя, было пророчеством святого о том, что будет впоследствии. А объяснение ее таково: "Па­триарх - Господь наш Иисус Христос, Великая Валахия - рай, где находятся души праведных. То, что придут они с севера, а другие с юга, означает, что после мученической кончины святого Иакова с учениками его Иаковом и Дионисем другие ученики Иакова (которые ушли из Превестики, как мы ска­зали, и находились на Горе Афон в обители Симонопетра), и особенно отец наш Феона, услышав от некоего священника Николая из Арты, что мощи святых погребены близ Адриа­нополя, послали раскопать их могилы, вынули мощи и уш­ли со Святой Горы. Не доходя Солуни, то есть здесь, в этом месте, они нашли обитель Честной Анастасии, которая была в то время небольшим древним разрушенным монастырем. Они восстановили его от основания, построили достаточное количество келий для братии, и благодатью Христовой в мо­настыре собралось до ста пятидесяти иноков, которые про­водили жизнь общежительную. Над строениями и всеми братиями игуменом и предстоятелем был святой Феона. А загадка указывала, что ученики святого придут из Навпакта и Святой Горы, а мощи святых из Адрианополя. Так они соберутся в этом монастыре и пребудут неразлучно - и жи­вые, и мертвые. В этой жизни телами, а в другой - душами. Так и случилось.