«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

А ведь учитывая то, что во время земной жизни освобождения от греховной болезни, по мнению адвентистов и иеговистов, получить не получится. Но при этом они требуют от такого человека святости, явленной нам во Христе. И вот здесь прячется одно из важнейших внутренних противоречий баптизмка, адвентистов и иеговситов. Признавая поврежденность человека (и даже его природную греховность), они требуют от него богоподобной святости, при этом отвергая православное учение о нетварной спасающей благодати.

7.4. Оправдание

Следующей ступенью спасения является по учению сектантов оправдание, которое понимается ими как «божественное действие, посредством которого Бог провозглашает кающегося грешника праведным и относится к нему, как таковому… Основой для оправдания служит не наше послушание, а послушание Христа… Праведность Христа вменяется нам через оправдание по вере во Христа. Мы становимся праведными в глазах Божиих, потому что Христос занял наше место… Наш любящий всемилостивый Бог опровергает все обвинения сатаны, оправдывает трепещущего от страха грешника и покрывает его одеждой Христовой праведности… При оправдании исповеданный и прощеный грех переносится на чистого и святого Сына Божьего, на Агнца, понесшего на Себе грех»[242]. Подобным образом рассуждают и иеговисты: «Жертва Иисуса Христа приносит прощение грехов. Если мы верим в пролитую кровь Иисуса, «мы имеем искупление», да, «прощение грехов» (Еф. 1, 7). Поэтому, даже совершив серьезный грех, мы можем просить Бога о прощении во имя Иисуса. И если мы по-настоящему раскаиваемся, Иегова применит к нам цену искупительной жертвы своего Сына. Вместо того чтобы приговорить нас к смерти за совершенный грех, Бог простит нас и благословит чистой совестью.… Пока мы проявляем веру в пролитую кровь Иисуса Христа и живем в согласии с Божьими требованиями, мы будем чисты в глазах Бога и у нас будет надежда на вечную жизнь»[243]. Таким образом, человек, в представлении сектантов, внутренне не меняется. Он внешне объявляется праведным, оставаясь при этом таким же, каким был раньше. На это стоит заметить, что в представлении сектантов, Бог занимается каким-то аутотренингом. Он прекрасно знает, что человек остался таким же, но при этом делает вид, будто он стал другим, потому что за него уже заплачено. Гораздо точнее и глубже взгляд православных христиан на этот вопрос. Оправдание означает, пишет свят. Феофан Затворник, и отпущение грехов, и получение праведности. «Дело спасения должно состоять и в том, и в другом; то и другое, потому, можно и должно соединять в одном слове»[244]. И дальше он уточняет свою мысль. «Бог тем явил правду Свою в миловании прежних грешников, что за отпущение грехов их Он дал Сына Своего, да будет Он кровью Своею очищением для всех верующих; то показание правды в нынешнее время будет состоять в том, что верующий тотчас принимает на себя капли очистительной крови, - и не обратно действует кровь сия, а прямо на сущего от веры»[245].

Да, и Православная Церковь в согласии с Божественным Откровением признает, что «Бог, милуя нас в Господе, милует правдою; не по поблажке милует наперекор правде, а потому, что правда удовлетворена, и открыла путь к нам милованию Божию. Видел Бог, что нет пути спасения, если не помощь свыше; но мы заградили ей путь своею виновностью. Что же творит благость Его? – Сына Своего Единородного дает, чтоб Он безвинно понес на Себе вину всех и удовлетворил правде Его. Когда же правда удовлетворена, что может препятствовать низойти помощи свыше? И нисходит; но нисходит праведно, чрез удовлетворение правде вечной»[246]. Таким образом мы можем признать частичную правоту рассуждений сектантов. Действительно, заместительная Жертва Христа дала возможность Богу не нарушая правды оправдывать верующих, не вспоминая прежних грехов их, но происходит это лишь тогда, когда сами верующие принимают энергию праведности Божией в свою природу, когда оправдывающая сила Творца изменяет саму внутренность человека. И человек оправданный кровью Христа, уже не имеет никакого сознания грехов (Евр. 10, 2), и не потому, что у него появился провал в памяти, а потому, что сам грех реально перестает жить в нем, его извращенная природа постепенно исправляется и он становиться святым. Об этом говорил царь Давид: «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс. 102, 12).

И происходит это не без воли человека, а в сотрудничестве его с Богом и потому оправдание – не одномоментный акт, а длительный процесс усовершенствования. Обо всем этом сектанты видимо даже не догадываются и потому мы можем сказать, что живут они в искусственном мире, не имеющем отношения к реальным проблемам человечества. Как пишет свят. Феофан, «Не верой в кровь (как учат иеговисты[247] – свящ.Д.С.), а очищение в крови посредством веры. Кто испачкался грязью, омывается водою, погружаясь в нее, и чист бывает. Кто осквернен грехами, омывается погружаясь в кровь Христову и чист бывает от скверн греховных. Кровь Христова есть баня, омывающая грехи всякого, погружающегося в нее. Как же совершается сие погружение? Верою. Верою всяк привлекает на себя очистительную кровь Христову. Кровь Христова, по силе своей, уже очистила грехи всего мира; но всякий лично восприемлет на себя окропление или орошение кровью Христовою. Таинственно сие совершается в водной купели крещения, и после в слезной купели покаяния»[248]. Но для сектантов, как мы увидим ниже и Крещение и Евхаристия – бессмысленные обряды, не подающие благодати, а Покаяние, как Таинство вовсе отсутствует. Потому они не смотря на всю свою уверенность все еще во грехах своих, и кровь Иисусова никак не касается их сердца. Потому мы должны признать справедливость их утверждения, что оправдание кровью Христовою, не касается их сердец. Но верно это только по отношению к ним, а не к православным, которые «получают оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3, 24).

7.5. Освящение

«Истинное покаяния и оправдание ведут к освящению. Оправдание и освящение тесно связаны между собой. Они отличаются друг от друга, но всегда нераздельны. Они отражают две фазы спасения: оправдание является тем, что Бог делает для нас, а освящение – что Бог делает в нас. Ни оправдание, ни освящение не являются результатом добрых дел. Они даются исключительно по благодати Христа и Его праведности»[249]. Проявляется это освящение, в сектантском понимании, как получение уверенности в спасении, освобождение от чувства вины, в отделении от мира и посвящении для славной цели жизни во Христе[250]. В представлении иеговистов «истина (для них это библейский текст –свящ.Д.С.) может освятить человека, совершенно изменить его жизнь и превратить его в отделенного от мира человека»[251].

«Преобразование характера затрагивает умственные и духовные стороны образа Божьего… каждый христианин, вполне отдавшийся Богу, изменяется от славы в славу, пока при Втором Пришествии он не преобразуется окончательно по Божьему образу»[252]. Даже самая высшая цель христианина – приобщение к божественной природе (2 Петр. 1, 4) означает, согласно толкованию сектантов, только то, что «божественная сила завершит преобразование нашего характера»[253], так что повинуясь Христу, «мы будем, в сущности, исполнять наши собственные желания»[254]. Наше совершенство в представлении адвентистов, заключается в том, что «посредством веры совершенный характер Христа становиться нашим характером»[255]. «Для Бога совершенный человек – это человек, сердце, и жизнь которого полностью посвящены служению Богу»[256]. Более того, по мнению адвентистов «Божий призыв к святости заключает в себе призыв как к физическому, так и к духовному здоровью»[257].

Вообще забота о последнем занимает для адвентистов и иеговистов особое место. И это неудивительно, учитывая то, что человек для них – просто живое тело. Иеговисты говорят: «Иегова Бог чист и свят. Он ожидает, чтобы его поклонники сохраняли духовную, нравственную и физическую чистоту, а также чистоту в мыслях… Христиане – представители Бога, поэтому им следует хранить чистыми свое тело и одежду»[258]. Аналогичным образом рассуждают и адвентисты: «Бог не редко обитает, а преимущественно[259] обитает в здоровом теле! Именно это провозглашает холистическая концепция»[260]. – Таким образом для этих сектантов гигиена является добродетелью. Очевидно, что Иов, сидящий в пепле вне стана (Иов. 2, 8) был, по их мнению, неприятен Богу. Ап. Павел, призывавший «усмирять и порабощать тело» (1 Кор. 9, 27), глубоко заблуждался, что впрочем вполне понятно, ибо сам был «безмерно в ранах» (2 Кор. 11, 23), тем самым показывая, что Бог вряд ли был в его теле. Да и Сам Господь наш Иисус Христос Которого Писание называет «Мужем скорбей и изведавшим болезни» (Ис. 53, 3) плохо укладывается в представления сектантов.

Таким образом мы видим, что из-за своих монистических представлений на природу человека в рассматриваемых сектах совершенно выпало библейское представление об необходимости аскетики и подвига, о том, что болезни тела могут принести пользу душе, о той страшной борьбе тела и души, которая раздирает нас после грехопадения Адама. Для них совершенно чужды слова ап. Павла: «Плоть желает противного душу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы… Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал 5, 17; 6, 7-8). И виднимо результатом их бесконечных забот о теле, которыми переполнены их журналы и книги, будет вечное тление их адептов. Не с этим ли извращением благовестия связана столь большая миссионерская активность сектантов? Ведь иначе им просто нечем было бы заниматься. Бороться с грехом, действующем в них и покорять тело душе запрещает их догматика. Молитва хоть и разрешается, но главное не она – просто «смиренный разговор с Богом»[261], не изменяющий самого молящегося, а только отношение к нему Господа.

Остается только постоянная вербовка новых адептов, от которой зависит, по убеждению иеговистов, их будущее спасение. А сами завербованные также, после получения небольшого количества информации сами пойдут вербовать новых сторонников. Так из Благой Вести о спасении человека от греха, проклятия и смерти получился порочный круг, напоминающий сказочку про белого бычка. – И все это произошло из-за монистической антропологии и утверждения фактической автономности человека, лишившей его и надежды на встречу с Создателем здесь, еще до перехода чрез смертную реку.