Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю, на каждый день месяца

   И сие не может быть иначе, он с ожесточением и с яростью ополчается против Бога, но, чувствуя себя слабым и видя все свои усилия тщетными, обращает свою злобу на тебя, ибо знает твою слабость и непостоянство. Еще было бы менее опасности, если бы он нападал на тебя с открытою силою. Его хитрость гораздо более опасна, нежели его сила. Как воздушная зараза, наполняющая атмосферу и незаметная для твоего чувства, вливает смертоносный яд в твое дыхание, так и злобный дух, действуя с тонким и незаметным коварством, растлевает непорочность твоей души. Ты не замечаешь его действий на твое сердце, потому что он не противодействует, но потворствует стремлению твоих наклонностей. Он манит, стремительно влечет тебя в ту сторону, куда твои непреклонности увлекают тебя. Он непрестанно разжигает твои пожелания, дабы постепенно воспламенить их и превратить в необузданные страсти. Он умеет приноровляться ко всем умам и ко всем характерам. 

   Зачатые и рожденные в грехах, мы принадлежим, по началу нашего бытия, власти преисподнего духа, который, обладая над нами, успевает в это время разлить тайный яд своей злобы на все существо наше. Таинство крещения омыло наш грех и даровало нам новое благодатное бытие; но в нас осталось семя смерти. Если мы решаемся иногда предпринять что-нибудь доброе, мужество наше слабеет и предприятие остается без выполнения. Если благочестивая мысль побуждает нас на доброе дело, злая воля тотчас отклоняет нас от него и часто изглаживает его из памяти. Рожденные для познания истины, мы томимся в невежестве; рожденные любить Бога, мы занимаем сердце самыми низкими чувствованиями. И верх нашего несчастия есть то, что мы не хотим знать наших немощей. Находясь в беспрестанной мучительной борьбе со смертью, мы считаем себя здоровыми и добровольно отдаем себя во власть врагу душ наших. Как мы несчастливы! Ангел Божий приносит нам благодать, которая животворит душу, а мы предпочитаем ей предлагаемый нам ангелом сатаны смертоносный грех, - так велика власть чувственности! так гибельно ослепление, в котором содержит нас дух злобы! Не забывай, что тот из двух ангелов, которого ты избрал путеводителем в продолжение твоей жизни, поведет тебя также и в свое жилище, когда смерть прекратит твои дни, и помня это, молись Ангелу-хранителю: 

   Прими слезную молитву мою, святой Ангел хранитель, верный защитник мой! Страх проник кости мои, скорбь сокрушила всю мою душу. Для чего я безумный оставил тебя? Для чего я в искушениях не обратился к тебе? Я сделался рабом демона, страшного существа, отверженного Богом. Я предавал ему свою душу за суетное наслаждение, за удовольствие минутное. Для него я изменил моему Богу. Увы! с моим несчастием ничто не может сравниться! Молись за меня, святой Ангел, испроси у милосердного Бога прощение мне в моих беззакониях. 

5-й день

   Послушай, друг мой, слов премудрости Божией, так внушает человеку Ангел; прими наставление, которое я хочу дать тебе. Как сын мудрый веселит отца своего, так и человек, живущий свято, радует своего Ангела. Но кто предается порокам, тот веселит сатану и его служителей. Ты не знаешь всего зла, проистекающего от грехов. Не суди о них по внушению твоего разума, но вопроси вечную Истину. Денница был один из самых светлых Духов, самое любимое творение Божие. Он согрешил и Господь осудил его и низверг его в адскую пропасть со всеми его клевретами. Какое падение! какая перемена! Прежде лицезрение Божие, вечность славы и блаженства; а теперь — ад, бешенство, отчаяние! Вот каковы плоды одного только греха. А ты погряз в бездне греховной и пьешь беззакония, как воду. Демон приходит, льстит твоим страстям, — и ты совершенно покоряешься его воле; если же иногда и противишься ей, то скоро опять делаешься рабом ее, как будто утомленный борьбою и сопротивлением оной; между тем, как победа была весьма легка для тебя. Враг твой силен потому только, что ты слаб духом; он уловляет тебя в свои сети потому только, что ты неосторожен, он торжествует над тобою потому только, что ты твердо не решаешься победить его. И не всегда ли я был готов защищать тебя, подвизаться с тобою, спасать тебя, если бы ты обратился и прибег ко мне? Ты оставляешь Отца небесного, сын Адама, и предаешься мучителю рода человеческого! Ты подражаешь праотцу своему. Его преступления было так велико, что все лики небесных Ангелов не могли заслугами своими искупить греха его и удовлетворить Божию правосудию. Тогда-то мы познали беспредельную любовь, которую Господи имеет к тебе. Сын Божий восхотел быть твоею искупительной жертвою, сделался человеком, принял зрак раба, понес на себе грехи твои, очистил их своими страданиями и самою смертью на кресте; кровь Его текла на твою душу, все твое существо сделалось Божественным; ты таинственно соединился с Иисусом Христом. Но что же? ты ныне оскорбляешь Его, ты предаешь сатане свою душу, которую Он искупил такою дорогою ценою. Бог умер на кресте, чтобы даровать жизнь тебе, а ты вкушаешь плод смертоносный, который превращает тебя в труп бездушный. Ужели не станешь оплакивать своих беззаконий? Участь твоя решается: тебе предстоит жизнь или смерть вечная. Можешь ли ты быть спокоен, хотя одну минуту, когда совесть обличает тебя в преступлениях? Если ты и чист совестью, — берегись, ты стоишь на краю пропасти. Но возложи упование свое на помощь Божию и на заступление твоего Ангела. «Прийди под кров мой, - так, внушает Ангел, и не бойся козней диавола. Будь всегда со мною, и я буду всегда с тобою и тебя избавлю от всякого зла». 

   Слышу глас твой в душе моей, святой Ангел хранитель, и как человек, заблудившийся и оставленный вероломным другом, обращаюсь к тебе, будь моим спасителем. Как воин обезоруженной и покрытый ранами, влекомый в плен ожесточенным победителем, я обращаюсь к тебе, небесный Заступник, прими меня под кров свой. 

   Как несчастный, впавший в руки разбойников, угрожающих смертью, я обращаюсь к тебе, небесный Посланник, будь моим защитником. 

   Как мореходец, потерпевший крушение и волнами поглощаемый, я взываю к тебе, Носитель небесной силы, спаси меня. 

   Как путник, идущий во мраке ночи и вдруг усматривающий разверстую пропасть перед собою, из которой протянутая рука хватает и увлекает, я прибегаю к тебе, небесный Страж моей жизни, сохрани меня. 

   Как дитя, покоившееся сладким сном и во время сна исторгнутое из объятий отца и матери, и пробуждающееся в мрачной темнице, я обращаюсь к тебе, небесный Покров моей немощи, будь моим избавителем! 

   Как бедный сирота, брошенный без защиты среди ожесточенных злодеев, я прибегаю к тебе, Ангел-хранитель, яви мне свое милосердие, сохрани во мне плод искупления Иисуса Христа. Его кровь освятила душу мою; Он вверил ее твоему охранению. И я вверяю тебе ее, и я отдаю себя под покров твой. Ты мое упование, мое прибежище, мое спасение. 

6-й день

   Раскаяние есть доска после кораблекрушения, - говорит Ангел-хранитель души моей. Оно есть пристань для жизни Христианина; первый шаг на пути к небу. Истинное раскаяние есть дар Божия милосердия. Но чтобы получить его, не довольно взвесить и оценить в уме всю важность греха; должно привести на память все преступления, учиненные тобою. Я был свидетелем их, я напомню их тебе, они запечатлены в моей памяти. Только один грех был причиною падения Денницы, только один раз Адам и Ева вкусили запрещенный плод от дерева познания зла; а ты, напротив, обращал тысячу раз и очи и руки на все древа, к которым прикасаться тебе запрещено было. Пройди мысленно десять заповедей Божиих и правила Церкви: нет ни одной из заповедей и не одного из церковных правил, которых бы ты не нарушил, нет ни одного греха, которого бы не совершил. Приведи себе на память, сколько получил ты благодеяний от милосердия Божиего и какое употребление сделал из них. В день Суда потребуется от тебя отчет в этом. 

   Чтобы не быть осужденным в оный страшный день станем вместе рассматривать жизнь твою! Как ты провел детство, свое младенчество, свою юность? как употребил каждый день своей жизни? как пользовался телесными силами и душевными способностями? Бог даровал тебе все, чтобы ты все делал во славу Божию. Глаза твои обращены были на предметы суетные и часто опасные, слух твой внимал клевете и соблазнительным разговорам, язык твой произносил слова, обидные для ближнего и оскорбительные для Бога. Все твои чувства пресыщались удовольствиями предосудительными. Твоя память напоминала тебе то, что никогда не должно было занимать ума твоего. Употребил ли ты ум свой на то, чтобы познать Бога, Его совершенства, Его милости к тебе, твои обязанности и твою участь в вечности? Нет! ум твой, сей дар неоцененный, занимался пустыми признаками земными; сердце твое, долженствовавшее пламенеть любовью к Богу, было преисполнено низких и грубых вожделений. Подобно мне, твоему Ангелу, не должен ли ты был питать ум свой светом небесной истины и с чистою любовью возноситься к Богу и в недре Его почерпать себе силу благодатной жизни? Для чего погребаешь свою душу в плотских наслаждениях сего мира? Я представлял тебе благодать Божию, купленную кровью твоего Спасителя, Его беспредельную любовь к тебе; но ты пренебрегал мои внушения. Сколько раз ты противился действию святых вдохновений, сколько раз ты удерживал всякое движение благочестивых мыслей? Ты оскорбил Святого Духа, не слушал Его голоса для того только, чтобы следовать порочным своим наклонностям. Вместо того чтобы покориться твоему Отцу небесному, предаться Его святой и праведной воле, ты гордился буйною свободою и становился рабом страстей своих, угодником света и демона! Ты сделал, говоришь, несколько добрых дел, но каждая минута жизни должна быть ознаменована добры; делом; все твои дни должны быть посвящены добродетели. Рассмотри себя беспристрастно: самолюбие, гордость, чувственность наполняют все течение твоей жизни, помрачают все твои дела даже те самые, которые ты почитаешь добрыми. Какая Христианская добродетель твердо укоренилась в твоем сердце? В нем не видно даже тени добродетели. Ах! если бы ты ведал, кто послан тебе от Бога, кто таков тот, который взывает тебе, который умиляет тебя ввериться его руководству: с какою поспешностью, с какою горячностью прибег бы ты на призыв любви его! Итак! приди и познай, сколь благ Господь; приди к Источнику жизни, к Иисусу Христу, отдай Ему свое сердце, приди, я буду твоим руководителем, и ты сделаешься участником жизни вечной.