Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю, на каждый день месяца

   Путешественник, странствующий в отдаленных местах, с радостным восторгом встречает своего друга, пришедшего к нему для того, чтобы быть его путеводителем. В странствовании земной жизни, которой пределом назначена вечность, дан нам верный друг путеводителем: небо послало его руководить нас на трудном пути, где мрачная темнота окружает нас. Если мы пожелаем следовать за ним, то он, под своим покровом, безопасно доведет нас до нашего отечества. Мы знаем, что наш Отец небесный заповедал Ангелам своим хранить нас во всех путях наших и оберегать нас от всякого зла (Пс.90, 10, 11). 

   Хотя мы не можем видеть их телесными очами, но можем их видеть очами веры. Ужели мы столько порабощены чувствами, что не хотим верить ничему, кроме того только, что нам является под грубым видом вещества? Или сердце наше столько занято суетами мира, что ничего не любит, кроме богатства и удовольствий? Бог послал нам Ангелов спутниками и руководителями жизни. Но этот предмет, столь важный, касающийся до всех и до каждого, занимает мысли весьма немногих Христиан в наше время; почему постараемся оживить их веру, объяснив им учение Св. Писания и предания об Ангелах. Может быть сие объяснение послужит моим братиям источником воды живой, которою они освежат свои, души. 

   1. 

   Что есть другие существа разумные, кроме нас и выше нас, — это истина, о которой свидетельствует нам самое древнее и всеобщее верование народов. 

   Сия истина была искажена злоупотреблениями и невежеством народов, поклонявшихся идолам; но она сохранена во всей чистоте народом Божиим. Все наши священные книги, начиная с книги Бытия до самого Апокалипсиса, представляют нам Ангелов действующими, исполняющими в сем мире повеления Всевышнего и ограждающими людей благочестивых своим покровом. Херувим был поставлен с огненным мечом в руке у врат земного рая, дабы воспретить вход в него человеку, преступившему заповедь Божию. Патриархи были удостоены посещения Ангелов. Авраам однажды угощал сих Божественных посланников. Один из Ангелов удержал руку его в ту минуту, как он хотел принести в жертву своего сына Исаака. Агарь в пустыне была утешена также Ангелом. Иаков видел многих Ангелов, восходящих и нисходящих по ступеням таинственной лестницы и на верху оной — сидящего Господа. (Быт. 28, 12-13). Ангел сопровождал сынов Израиля в пустыне и ввел их в землю обетованную. По вдохновению сих небесных посланников Иеффай, Гедеон и другие судии израильские узнавали повеления Господни; Давид призывал их вместе воспевать свои священные песни. Исайя видел небо отверзтым, Господа восседающего на престоле и множество Ангелов, воспевающих ему песнь вечную. Ангел Рафаил сопутствовал юному Товии в его дальнем путешествии, привел его обратно на родину и возвратил зрение престарелому отцу его. 

   Когда Иудеи были в плену Вавилонском, три отрока Еврейские были ввергнуты в печь огненную, но между ними оказался Ангел, укрывавший их от пламени. Пророк Даниил был избавлен от челюстей львиных Ангелом Гавриил, получивший повеление возвестить Спасителя миру, дал знать Пророку о близком пришествии Его; он нисшел во храм, где Захария совершал каждение, и предсказал ему о рождении Сына, который предназначался быть Предтечею Мессии. Гавриил, посланный в Назарет к Деве Марии, возвестил ей, что сна соделаетея Матерью Сына Божия. В скором времени после сего Ангел благовествовал Вифлеемским пастухам о рождении предвечного Младенца, и Ангелы же воспели: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецах благоволение». (Лк.2.9). Спаситель, которого Ангелы провозвестили, сам дал людям понятие об Ангелах. Он говорит нам о братской любви, которая побуждает их радоваться нашему спасению и с которой они охраняют нас на всех путях наших. Ангелы возвещают святым женам о воскресении Господа; а по вознесении Его на небо, Ангелы же являются ученикам Его и говорят им, что как Он вознесся на небо, так придет некогда судить живых и мертвых. Нужно ли говорить вам еще, как Апостол Петр освобожден был Ангелом из темницы и из рук Ирода? Рассказать ли вам, что видел святой Иоанн Богослов и что написал он о силе и могуществе Ангелов в управлении царств земных? Я должен остановиться, чтобы не переступить за пределы, предначертанные мною. Итак, не буду более говорить о явлениях Ангелов Апостолам, мученикам и многим праведникам. Но возможны ли сии явления? — скажут неверующие. Может ли Ангел, существо духовное, принять видимый образ человека, явиться нашим чувствам, говорить и действовать перед нами? Кто же может доказать невозможность? Кто в состоянии исследовать бездну премудрости Божией, определить бесконечные роды творений Всемогущего, обнять своим умом необъятную лестницу существ, чтобы иметь право сомневаться в бытии существ, о которых возвещает слово Божие? 

   Наше верование в святых Ангелов, основанное на событиях, засвидетельствованных Священным Писанием, подтверждается и учением мужей мудрых. Известно всем мнение об этом предмете Сократа, знаменитого его ученика Платона и многих мудрецов Греции и Рима. Но истинными своими мудрецами мы считаем учителей Церкви. Какое дивное учение об Ангелах оставили нам святой Дионисий Ареопагит, святой Григорий Назианзен, святой Василий Великий, святой Иоанн Златоуст, блаж. Августин и многие другие духовные писатели; почитаемые Церковью! Сие достоверное свидетельство Отцов и учителей Церкви единогласно подтверждено на Соборах и Церковь всегда напоминает нам в своих служениях о тесном союзе Ангелов с человеками. Ветхий и Новый Завет непрестанно говорят нам об Ангелах. Из этого ясно видеть можно, какое участие Ангелы принимают в исполнении воли Божией и в чем состоит служение их в отношении к людям. Но еще более прояснится это из нижеследующего моего рассуждения. 

   2. 

   Любовь, свойственная Богу, побудила Его даровать бытие разумным существам, способным познавать и любить Его и участвовать в Его блаженстве. Первым плодом сей любви были Ангелы. Бог, наделив их богатыми дарованиями, вселил их в обителях небесных. Впрочем, хотя они были богаты совершенствами, но, как твари, не могли быть всесовершенными. Един Бог, Творец всего сущего, всесовершенен. Прельщенные величием своих ограниченных совершенств, некоторые из Ангелов предались кичению и гордости. Гордость, говорит Писание, была причиною падения многих Ангелов (2Тим.3, 2-6, Сир.10,15). 

   Денница первый возгордился против своего Творца, а за ним последовали многие другие Ангелы и оставили Бога. Но оставить Бога — значит лишиться жизни и предаться смерти. Ангелы первые оставили Господа, и Господь правосудный также оставил их, предоставив их самим себе. Что же произошло из этого? Верные Ангелы, укрепляемые благодатию и торжествуя своим смирением, отделились от них и отвергли их с ужасом; мятежники сделались из Ангелов света Ангелами тьмы. Облеченные недавно в сияние и славу, учинились предметом отвращения и ужаса для всего неба и даже для самих себя; те, которые воспевали Всевышнего, стали произносить своими устами хулу и проклятия. Гонимые дуновением правосудия Божия и терзаемые своею яростью, они, с быстротою молнии, ниспали в адскую бездну, подобно звездам, отторженным от небесного свода и падающим в беспредельное пространство вселенной. 

   Ангелы, оставшиеся верными Богу, сделались совершенно блаженными. Они озарены блистанием Божественной славы, и свет Святого Святых объемлет их, как океан многоводный. Приходя в восхищение и восторг от созерцания богатств вечной красоты, они теряются в безмерной любви и в упоении своего блаженства; славят и превозносят всемогущего Бога, который вливает в сердца их потоки наслаждений. Не налагая на них обязанности оставлять блаженную обитель небесную Господь разделяет с ними управление миров. Он употребляет их, как своих верных служителей, в действиях промысла. Он посылает их в мир воз. вещать людям свои веления исполнить Его волю. По сей-то причине мы называем их Ангелами, т.е. вестниками. Бог поставил их на высшей степени своих творений, дабы они были живыми образцами Его совершенств, достойными представителями Его величия. Божеская щедрота богато наделила сих небесных духов естественны, ми дарованиями; их ум и познания не имеют других пределов, кроме тех, которые положены сотворенным духом в беспредельных глубинах премудрости Божией. Ангелы одарены превосходнейшею силою и могуществом, посредством которых они могут, по соизволению Божиему, действовать на тела и на мир вещественный. Здесь можно было бы сделать множество вопросов, но ум наш скоро находит себе границы. Что можем понять мы, бедные твари, погруженные в мрачную темноту? И песчинка есть тайна для самого мудрого; а самих себя мы, со всеми нашими суетными науками, еще меньше знаем. 

   3. 

   Число падших Ангелов весьма велико; но, по словам апостола Павла и возлюбленного ученика Христова, множеству Слаженных Ангелов нет числа (Еф.6,12, Апок.12,4) . 

   Пророк Даниил видел в своем видении, что когда «поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями, тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним ». (Дан.7,9,10). Другой тайнозритель новозаветный также видел окрест престола Божия и слышал глас Ангелов многих, «и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Апок.5,11). И не думайте, чтобы эти тайновидцы, говоря таким образом, думали исчислять их; они желали только дать нам понятие, что ум их терялся в сем бесчисленном сонме Ангелов. Сочтите песчинки морские или звезды небесные, и видимые и невидимые; вы не составите еще того числа, сколько существует Ангелов.