Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю, на каждый день месяца

13-й день

   Прислушайся, человек, к кроткому гласу твоего Ангела-хранителя и напечатлей в твоем сердце слова его. «Душа твоя, -говорит он, - есть существо, созданное для неба. Она питается мыслями о Боге и предназначена находить свое блаженство в славе Божества. Послушай, я возвещу тебе истину: если ты соединишься духом со мною, с твоим духом и благодетелем, если ты усмиришь в душе своей суетные треволнения света, преступные стремления самолюбования и кичения гордости, если предашься благочестивому влечению сердца, то ум твой займут мысли мудрые, истинные, благородные, достойные тебя и Бога, перед очами которого ты мыслишь; тогда ты насладишься ненарушимым спокойствием и беспрепятственно, путем правды, достигнешь своей цели! Легкомыслие расточает сокровища благодати, препятствует слышать Ангела-хранителя, заглушает внушения Святого Духа и омрачает душу. Счастлив тот человек, который углубляется мыслями в самого себя. Размышления о вере посевают в нем семена добродетелей. Он истребил плевелы, возделал божественное поле со тщанием и получил плоды, достойные неба. Истина, утвержденная в сердце благочестивым размышлением, всегда бывает плодотворна. Важная перемена должна совершиться с тобою: ты существо земное, а должен сделаться существом небесным. Благодать преобразит тебя; снисшедши на тебя и проникнув в сердце твое, она своею силою соединит тебя с Богом. Но благодать действует только в благоговейной душе, углубившейся в самую себя. Она требует, чтобы ум твой был чист для святых размышлений о Боге, чтобы сердце твое не было занято земными желаниями и было готово принять вдохновение любви божественной; она требует, чтобы душа твоя жаждала правды Божией и желала насытиться ею. 

   Сии истины, ясно представляющиеся уму твоему так разительны, так утешительны, что удивляться должно, как можешь ты когда-нибудь забывать их. Ты находишься в присутствии вездесущего Бога, в котором и живешь, и движешься; каким же образом мысль о Его совершенствах, о Его благодеяниях, о Его любви беспредельной, о блаженстве, Им уготованном тебе, — каким образом, говорю, эта мысль может хотя на одну минуту не занимать ума твоего? Дм я чего не вспоминаешь о пресвятой и преблагословенной Деве Марии, которой одно имя вливает утешение в сердце? Перед тобою, в нескольких шагах, предстоит смерть и вечность. Уже ли эта мысль не имеет для тебя такой важности, чтобы заниматься ею всякий день в твоей жизни? Если хотя она из этих важных истин утвердится в твоем сердце, то несомненными плодами ее будут мудрость и все добродетели; она будет источником воды живой, утоляющей жажду души твоей, до самых пределов вечной жизни; она послужит щитом против всех стрел твоего врага. Размышляя о священных истинах, ты будешь жить купно с своим Ангелом, разделяя с ним, в приятной беседе, и мысли, и чувствования: таким образом, ты явишься совершенным перед Господом Богом». 

    Так сень смертная окружает меня, о, верный хранитель, Ангел мой! Очи мои помрачились, сердце мое смутилось, и дни мои исполнились горести. Но напоминай мне непрестанно о моем Боге, о блаженстве избранных Его, — и душа моя оживет и ободрится. Молю тебя, обогати ум мой обилием святых мыслей и укрепи во мне навык к благочестивым размышлениям; укорени во мне эту добродетель; исправь мое легкомыслие; удали от меня опасные впечатления, суетные беседы и прельщения греховные. Сердце мое есть храм Святого Духа; предохрани его от всякой нечистоты; укрась его святостью благодатных вдохновений; исполни его благоуханием божественной любви и благоговейной молитвы, да будет прославлен и благословен Господь во веки. 

14-й день

   Два цветка, распустившиеся на одном стебельке, не столько похожи один на другой, как два друга, связанные сердечною любовью. Подобно струнам настроенной лиры, души их во всех действиях составляют приятную гармонию: так сердце возлюбленного ученика соединялось с сердцем Иисуса Христа, так великий Апостол говорил ученикам своим: подражайте мне, «яко же и аз Христу» (1 Кор.11,1). 

   Послушай и ты, что говорит тебе твой Ангел: «будь моим подражателем, как я подражаю Господу Богу». Он созерцает Святого Святых и непрестанно старается уподобиться ему. Подражая своему Ангелу, ты делаешься причастником его святости и святостью приближаешься к Богу.

Будущий житель небесного града! научись от своего Ангела языку обитателей горнего Иерусалима, узнай их законы и нравы. Ты желаешь быть пред лицом Господа и вечно воспевать хвалу Ему; научись же прежде священным песням Сиона и образуй сердца свое согласно с гармонией хоров небесных. Но кто наставит тебя в сей божественной науке? Твой Ангел есть один из певцов небесных; он послан для того, чтобы руководить и учить тебя. Что же это за гармония небесная? какие это песни? — Это святость мыслей и воли; это действия любви божественной, сердечного умиления и всех добродетелей, благоугодных Богу. Из недр Всевышнего, чрез Иисуса Христа, ходатая всего рода человеческого, истекает свет вечной истины и озаряет всех обитателей святого града небесного. Сей свет проливается от одного избранного к другому, которым озарил и тебя твой Ангел, твой хранитель и наставник. Если ты подражаешь ему, то подражаешь Иисусу Христу, и, уподобившись ему, вместе с ним внидешь в дом Отца небесного. Но может ли Ангел ввести тебя в оный, если ты не смеешь вида и образа избранных Божиих? Этот вид и образ суть добродетели.

Посмотри на луг и на два ручейка, которые текут по нем и которые потом соединяются в один ручей: так должен ты соединить течение своей жизни с жизнью твоего Ангела-хранителя, чтобы душа твоя слилась с сим блаженным Духом и с ним вместе протекла в океан вечной святости и вечной любви. Моли об этом небесного своего руководителя и говори: 

    Уподобиться тебе, святой Ангел мой, точно так, как бывает подобен брат брату, я почитаю для себя совершенною необходимостью. Я хочу сделаться подобным тебе и, по чувству моей любви, буду соглашать желания моего сердца с твоими чистыми желаниями. Не мир, не плоть, не гордость, не тщеславие, не малодушие будут управлять мною, — нет, я хочу и мыслить, и рассуждать, и любить, и хотеть, и действовать, подобно тебе. Пусть любовь твоя будет правилом для моих чувствовании; пусть твоя чистота будет моею частотою; пусть твое терпение и смирение научат меня покорности и самоотвержению, дабы я мог всегда исполнять волю Отца небесного; пусть глубокое благоговение твое пред лицом Всевышнего научит меня углубляться мыслями в самого себя и любить безмолвное уединение. Я далеко отстал от образца своего, но ты поможешь мне, ты научишь меня, ты ободришь меня. Когда я попрошу тебя, ты не замедлишь явиться и дать совет, в чем я должен исправиться, чего не достает во мне; ты поможешь мне исправить мои недостатки. Твоя любовь ко мне и моя любовь к тебе произведут перемену во мне и сделают меня подобным тебе. Да будет милосердие Божие вверившее меня любви твоей, благословенно во веки веков. 

15-й день

 Некоторый человек насадил виноград на земле плодоносной. Когда от теплоты осеннего солнца кисти винограда должны были созреть, он пришел собирать плоды, но вместо плодов нашел на нем лишь несколько листьев; виноград его пустил длинные отрасли, тянувшиеся по земле между терниями. Домохозяин был огорчен и хотел уже вырубить бесплодный виноградник, но, увидавши вблизи высокий вяз, широко расстилающий свои ветви в воздушном пространстве, передумал. Он взял ветви винограда и привязал их к вязу, перевив их с ветвями вяза так, что два дерева составляли, казалось, одно. На следующее лето опять пришел он и был весьма обрадован, ибо виноградные лозы не только выросли и сравнялись с высотою вяза, но, питаемые небесною росою и согреваемые лучами солнца, принесли еще обильные плоды. 

   Подобным образом может приносить плоды и твоя душа. Она есть насажденный Господом виноград, и Господь хочет, чтобы твой Ангел-хранитель приготовил от него плоды и принес их в Жертву Ему. Но если твоя душа будет пресмыкаться на земле между волчцами и терниями суетных и безумных помыслов, то она останется бесплодною. Она только тогда будет плодоносна, когда окропится росою благодати и согреется теплотою любви божественной. Итак, вознеси свои мысли и свои чувствования выше темной земной области к светлому небу; с помощью твоего Ангела поставь себя на такой высоте, с которой ты мог бы созерцать Бога, Твой Ангел блажен, свят, потому что видит Господа. Ты не можешь видеть его так, но можешь созерцать его очами веры и верою поставить себя пред лицом его. Господь вездесущ; он равно присущ и Ангелу твоему, и тебе. В нем мы все живем, движемся и есьмы. Очи Господни всегда обращены на тебя; ухо его всегда преклоняется к молитве твоей; десница его всегда исполнена даров любви его; сердце его всегда готово принять тебя, если ты желаешь прибегнуть к нему. Для чего не подражаешь ты своему Ангелу? Он никогда не отвращает очей своих от лица Господа. Бог есть верховная красота, беспредельное совершенство; Он один достоин вечного поклонения Духов небесных. Человек, живущий пред лицом Бога, мыслящий и действующий пред очами Его, не может сделаться рабом греха, но с течением жизни делается более и более совершенным. В самом деле, кто станет покоряться греху, оскорбляющему Бога, когда помыслит о бесконечной любви его, о страшном величии его, о вечной святости его? Мы согрешаем, как бы забывая, что око Господне обращено на нас. Представим себе, что мы, подобно нашему Ангелу, всегда находимся пред Богом, — тогда сердце наше не охладеет в любви к нему. Какими чувствами не воспламенится та душа, которая говорит в себе: Бог видит меня. Святые мученики, непобедимые воины Христовы, подвергаемы были всем мучениям, всем терзаниям, какие только могла выдумать злоба человеческая, но переносили муки с радостью и спокойствием, потому что в таинственной глубине своего сердца беседовали со Спасителем. В этом-то святилище и ты должен поклоняться ему. Но увы! Бог удостаивает тебя своим посещением и в тебе избирает обитель себе, дабы ты всегда был с Ним и Он с тобою, а ты проводишь целые дни, не думая о нем, не благословляя Его и не принося Ему молитвы.

Не видишь ли, что это показывает неблагодарность к величию Божию и совершенное безумие? Что же должно делать тебе? Подражать твоему Ангелу, углубляться в благоговейные размышления, возбуждаться мыслию о вездесущии Божием и жить свято пред очами Господа: такова жизнь духовная, жизнь небесная, жизнь человека мудрого и благочестивого. Ревнуй об этой жизни и, стремясь к ней, моли о помощи твоего Ангела, хранителя: