Размышления христианина, посвященные Ангелу-Хранителю, на каждый день месяца

   Ангелы умирающих! спасите верующие души во Иисуса Христа, защитите их в последней борьбе со врагом и введите их с торжеством на небо. 

   Ангелы отцов и матерей наших! влейте в сердца их обильные струи благословений Божиих, дабы они, вместе с детьми своими, сподобились Царствия небесного. 

   Ангелы хранители наших братьев и сестер! благословите их, пошлите им все блага, на ставьте их на путь истинный. 

   Ангелы хранители друзей наших! сохраните в сердцах наших нежные чувства любви; подайте нам силу помогать друг другу для достижения святой жизни, дабы мы могли вечно любить друг друга. 

26-й день

 Все Ангелы суть наши благотворители. Они непрестанно молятся Всевышнему о нашем спасении. Они почитают себя нашими братьями, видя в сердце небесного Отца нашего беспредельную любовь к нам и убеждаясь, что вместе с ними Господь и нам уготовал место в Царствии своем. Хотя и не все они посылаются для охранения нас, однако, мы можем молить всех их с ниспослании нам благословений Божиих. И самый Серафим будет внимателен к смиренной молитве твоей, и самый Херувим готов ходатайствовать за тебя пред Господом. Посему ты можешь надеяться на заступление всех их. Зная, что ты должен жить целую вечность в сем обществе, поспеши начать беседу с ними. Для сего перенесись мыслями в небесную обитель; познай величие твоего блаженства; вслушивайся в восхитительные песни Ангельские! Тогда сердце твое воспламенится желанием небесного блаженства и ты будешь неотступно просить Ангелов вывести тебя из земной темницы. 

   Не без причины Господь дал тебе знать имена трех верховных своих Ангелов: Гавриила, Рафаила и Михаила. Он хотел показать тебе, как молиться им, испрашивая себе помощь. Гавриил значит: «сила Божия». Прося его, мы уподобляемся дитяти, которое прячется за щитом могучего витязя. Притом сколь многочисленны страдания твои! Телесным и душевным немощам твоим нет числа. Обратись же с молитвою к Рафаилу: он «врачество Божие» против всех зол и утешение против всех скорбей души твоей. А Михаил есть вождь небесного воинства. Как многозначительно имя его! Оно значит: «кто яко Бог?» Знамением и силою этих слов он поразил Денницу. Напиши их на своем знамении — и ты победишь им своих врагов. Когда страсти увлекут тебя на зло, когда обольстят тебя порочные удовольствия, когда станет соблазнять тебя мир, скажи с Архангелом: «кто яко Бог?» и возноси к Господу молитвенные чувствования твоего сердца: 

    Господи Боже наш, устроивший дивный чин служения Ангелов, благоволи, по Твоей безмерной благости, ниспослать нам Ангелов-хранителей в сей юдоли страданий и бедствий, да под покровом их не коснется к нам враг, ищущий погубить душу нашу. 

27-й день

   Если благотворения твоего Ангела не трогают тебя, если ты нечувствителен к его готовности служить тебе, то, по крайней мере, ты должен страшиться его негодования и справедливого гнева, которым он может наказать тебя за неблагодарность. Горе человеку, который пренебрегает Ангела Божия! Если он свидетельствует на небе о добрых делах праведника, то свидетельствует также и о беззакониях грешника: так говорит священное Писание и учение святых Отцов. Ангел явится некогда на Суд, как свидетель достоверный, и представит нас для наказания за наши преступления. Тогда раскроется книга живота, и в ней, как в живом зерцале, явятся наши добрые дела и наши пороки. Наши преступления, говорит святой Августин, вписаны, как бы в некоей книге, в ведении небесных Духов, которым назначено будет наказывать за них грешников. Тертуллиан, рассуждая о сочинителях, пишет: "берегись, чтобы те строки, которые ты написал, не были предъявлены на Суде к обвинению твоему, подписанные рукою Ангелов". Берегись, иначе Спаситель твой сделается неумолимым твоим Судиею: божественная кровь Иисуса, пролитая для спасения тебя, возопиет о мщении за преступления. Святые таинства, сии источники благодати, превратятся в источники осуждений. Ангел твой, верный твой хранитель, явится строгим твоим обвинителем. Мы сказали, и это неоспоримая истина, что блаженные Ангелы имеют сострадание к грешнику; но сострадание их ограничено пределами, за которыми милосердие их превращается в негодование. Как пчел отгоняет дым, а голубей смрад, — говорит Василий Великий, — так и Ангела-хранителя нашей жизни отделяет многоплачевный и смердящий грех (Беседа на Пс.33,8). 

   Когда храм Иерусалимский был осквернен, тогда слышен был голос Ангелов, оставлявших его с сим воплем: прейдем отсюда. Подобно сему, когда исполнится душа нечестием, долготерпение Ангела-хранителя истощается и он оставляет ее в добычу врагам. Он не только оставляет ее, но еще и требует мщения за ее беззакония. Но когда оканчивается милосердие и назначается мщение? Это тайна Провидения. Дай Бог, чтобы это время никогда не настало для нас. Постараемся никогда не оскорблять нежного сердца наших Ангелов и не делать их, вместо покровителей и охранителей, своими обвинителями. Не погасим в сердце их нежной любви к нам; и если мы оскорбили их продолжительным нашим жестокосердием, постараемся умилостивить их нашим раскаянием. С Ангелом-хранителем раскаяние утешительно, легко и плодотворно. Напротив, в области сатаны раскаяние однозначительно с отчаянием. Демон, упитав грешника разными родами нечестия, и проникнув с беззакониями до костей его, начинает мучить свою жертву. Множество похотей тревожат сердце грешника; страшные волнения души и жестокие угрызения совести не дают ему покоя. Тяжелые вериги порочных привычек и бремя грехов подавляют его. Наконец, наступает час смерти, настает та минута, в которую древо бесплодное посекается и в огонь вметается. Ангелы неба оставили отверженного. Он один остается с демонами, которые готовятся повлечь душу его в преисподнюю. Они верно записывали преступления его; и душа преступника, вышедши из своей темницы, впадает в руки своих мучителей. Ах! как печальны пути, по которым идет грешник! как мрачен, как страшен конец их! Его, как узника законопреступного, влекут пред судилище Божие; все Избранные отвергают его. Ангел-хранитель, свидетель о его преступлениях, обвиняет его; суд Божий, как громом, поражает его; демоны берут его во власть свою, ввергают его в пламень огненный, связанного адскими узами; сии мучители терзают, раздирают его, вымышляя вдруг тысячи смертей в продолжении всей вечности. Но если бы сей несчастный послушал советов своего Ангела, то наслаждался бы вечным блаженством и вкушал бы небесные радости из Источника, приснотекущего в души Избранных в дому Божием. 

   Безумные люди! как мы можем забывать о вечности, от которой отстоим только на один шаг, только на одну минуту? 

    Господи, Боже мой! Ты составляешь все мое блаженство: говоря сие, я не могу не проливать слез радости; не могу без сердечного умиления помыслить, что Ты благоизволишь обитать в нас и посылаешь Ангелов своих пребывать с нами. Кто может помыслить о такой безмерной любви Твоей к нам и не почувствовать в сердце отрадного утешения? Возможно ли, о, Боже мой, чтобы после всех Твоих милостей, оказанных человеку, после всех явных доказательств любви Твоей к нему, он мог оскорблять Тебя? Действительно, это так бывает; это случалось многократно и со мною; и — о, если бы только я один был виновен в такой постыдной неблагодарности! Вину мою, каждый раз, я старался загладить раскаянием, — и Ты прощал меня, Ты являл великое ко мне милосердие и свою любовь запредельную. Да будет вся жизнь моя посвящена благодарению за Твои неизреченные милости! продли мне, Господи Боже, помощь Твою. Если я буду оставлен Тобою, то в вертограде души моей насажденные Тобою цветы добродетелей увянут и в нем вселится прежнее запустение. 

   Не попусти, Спаситель мой, не потерпи, чтобы душа, которую Ты искупил своими страданиями, которую Ты многократно избавлял из челюстей змея преисподнего, погибла на веки.