Archimandrite Ambrose Yurasov - On Faith and Salvation. FAQ. - 2008

В Священном Писании сказано: все то, что посвящается Богу, свято (Лев.27,9). Мы знаем, что есть город Иерусалим, он находится в Израиле. Мы называем его Святой Град Иерусалим, хотя в этом городе бывают и убийства, совершаются и насилия, и грабежи; но он посвящен Господу, значит - святой. Одежды священнические могут быть старенькими, рваными, грязными, но они святы. Люди, принявшие крещение, постоянно посещающие богослужения, тоже святы. Они своей жизнью посвящены Господу. Если они согрешают, то приходят и каются на исповеди, и Господь прощает им грехи. Недаром, после того, как на литургии пропоют "Отче наш... ", диакон произносит: "Вонмем", а священник возносит Агнца и возглашает: "Святая святым", т.е. Тело и Кровь Христовы подаются только святым людям.

Священник такой же человек, как и все, но он имеет от Бога особую власть совершать Таинства, он имеет на себе преемственную благодать, идущую через Апостолов от Самого Иисуса Христа. Тут важно еще помнить, особеннно новоначальным, что диавол, аки лев рыкающий, готов в любой момент нас поглотить, оторвать от Церкви, настроить против духовенства. И делает он это очень хитро. Он может как-нибудь во сне показать знакомого священника, духовника в белых ризах, всего сияющего, и тогда у человека возгорается христианская любовь к духовнику. А в другой раз диавол покажет ему священника в ризах, лежащего в грязи. Человек духовно неопытный, поверив первому сну, доверится и второму, решит: "Ага, вот он в каком состоянии, пал, не буду я больше к нему ходить".

36. В чем преимущество церковно-славянского языка перед русским?

Славянский язык создали святые церковные люди Кирилл и Мефодий. Славянский язык - благодатный, одухотворенный. Само начертание букв несет в себе Дух Божий. Когда человек читает текст по церковно-славянски, каждое слово входит в душу. Поэтому все православные славянские народы служат на церковно-слапянском языке. Это - богослужебный язык, и ни в коем случае нельзя текст службы переводить на русский, белорусский, украинский. В обыденной жизни мы пользуемся русским и славянским, но не замечаем этого, например: голова и глава, ворота и врата. Многим знакомо выражение "тьма кромешная", но не все знают, что "кроме" по-славянски означает не "сверх того", а "вне" (вне света, вне Бога). Многие приходят в церковь и говорят: "Мы не понимаем славянского языка". Отвыкли люди от него, а некоторые просто не хотят понимать. Нецензурная брань всем понятна, а богослужебный язык, славянский понять не могут. Надо приучать детей в церковь с малых лет ходить, и самим в церковь ходить; не заходить, а ходить, стать прихожанами, а не прохожанами (как называет таких людей один батюшка). Тогда Божия благодать коснется сердца, и человек будет разуметь все слова на славянском языке.

37. Почему в церкви не используют музыкальные инструменты, например, как орган у католиков?

Потому, что это излишне. Благодать Божия действует и наполняет душу. Тот, кто уже очистил сердце покаянием, чувствует, как благодать касается струн его души, у человека появляются слезы радости. Один святой человек так говорил о себе: "Когда я вхожу в храм и слышу пение и чтение Слова Божия - они проникают в мою душу - я погружаюсь в океан такой любви, что забываю, что нахожусь на службе. " Святогорец Серафим пишет: однажды он так натрудился, что пришел в свою келию и хотел прилечь отдохнуть, но тут позвонили в колокол, приглашая к службе: "Когда я пришел на службу, мне так тяжело было! А как только началась служба, я погрузился в такую милость Божию, что эта служба мигом прошла". Музыкальные инструменты для тех, кто живет без благодати и не знает, как эту благодать найти. Душа по природе своей христианка, она требует благодати, живет ею. Словом Божиим, молитвой Иисусовой... Но если человек истины не знает, живет вне Церкви, тяжело ему, он пытается пустоту душевную спиртом, музыкой, наркотиками заполнить, но ничто ему не помогает...

38. Что означает слово "оглашенные", когда диакон произносит "оглашенные, изыдите"?

Это слово означает человека, который огласил (сказал всем) желание стать православным христианином и принять крещение. Когда в церковь приходит некрещеный человек и говорит о том, что он желает креститься, священник беседует с ним и назначает время испытания. В церкви этот человек объявляется как оглашенный; он может быть на первой части литургии, т.е. литургии оглашенных, слушать чтение апостола, Евангелия, проповедь, наставления. После возгласа "оглашенные, изыдите" оглашенные должны выйти из храма, т.к. начинается литургия верных, когда остаются только крещеные, православные люди.

39. Когда диакон призывает на литургии: "Оглашеииые, главы ваши Господеви преклоните", всем ли христианам надо преклонять головы?

Это обращение к оглашенным, т.е. некрещеным, но собирающимся принять крещение, но головы должны преклонять все: и крещеные, и некрещеные. Ведь и мы с вами, хоть и приняли крещение, сравнялись с оглашенными своими грехами. Мы недостойны входить в храм Божий, где уж нам браться рассуждать - поклониться или не поклониться Господу нашему Иисусу Христу. Должны смиряться и с оглашенными стоять, склонив голову. У них внутри горячее желание стать православными христианами - "верными", у нас же ничего, кроме грехов и нечистоты нет.

40. Почему гасят свечи во время чтения Шестопсалмия?

Чтение Шестопсалмия - это переход от вечерни к утрене, от Ветхого Завета к Новому. В Ветхом Завете не было того Света, той Славы, которые принес в Новый Завет Иисус Христос. Недаром на литургии Преждеосвященных даров поется: "Свет Христов просвящает всех".

41. Что означает каждение во время службы?

Когда в Эдэмском саду жили первые люди Адам и Ева, они видели красоту Господню, ходили по саду и славили Бога. Храм - это Эдэмский сад. Во время богослужения открываются Царские Врата, алтарь и весь храм становится раем. Священник символизирует Адама, а диакон со свечой - Еву. Они ходят по храму, каждением прославляют Господа, и хор поет: "Дивны дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси... " Каждение - это возношение молитвы, благодарение. А потом кончается песнопение, закрывают Царские Врата. Это напоминание о том, что свершилось грехопадение первых людей, они изгнаны из рая, потому диакон выходит из алтаря и возглашает на солее - огненной реке, отделяющей рай от земли: "Миром Господу помолимся. О вышнем мире, о спасении душ наших Господу помолимся... "