A.L.Karchevsky

Апостол Павел увещевает христиан из Коринфа беречься, убегать от идолопоклонства, поскольку нельзя быть одновременно и хритианином, и идолопоклонником. Далее, если обратиться к 1Коринфянам 10:24-33, то отпадает поставленный вопрос о стыковании, поскольку данные слова полностью соответствуют изложенным мыслям апостола в 1Коринфянам 8:1-13.

Поэтому, совершенно очевидно, почему в апостольском решении было сказано «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины» - это может служить к преткновению части христиан из иудеев, для которых ранее знавших и исполнявших закон данные действия были чрезвучайно противны и могли служить преткновением при общении с христианами, ранее бывших язычниками.

Интересно исследование, проведенное Р.Френцем в своей книге [15]. Изложим кратко основные идеи и мысли параграфа «Воздерживайтесь от крови» из этой книги.

***

В апостольском послании используется слово «????????» («воздерживаться») (Деяния 15:20,29). Основное значение использованного греческого слова - стоять в стороне от чего-либо. В публикациях Свидетелей Иеговы подразумевается, что в отношении крови это слово используется в строгом, абсолютном смысле. Но действительно ли то, как это понятие используется в Писании, указывает на абсолютный, всеохватывающий смысл этого слова, как подразумевается в публикациях ОСБ? Может ли слово «воздерживаться» употребляться в относительном смысле, иметь лишь особое или ограниченное применение?

Греческое слово «????????» не обязательно употребляется в абсолютном, всеобъемлющем смысле, но иногда и в узком, специфическом смысле, можно увидеть, например, из 1Тимофею 4:3, 1Петра 2:11. Если понимать это слово в абсолютном, запрещающем смысле, то следовало бы указанные места в Библии понимать так, что в первом случае ложные учителя требовали от христиан не есть никакой пищи, а во втором случае апостол Петр предлагает христианам удаляться любых плотских желаний. Если же понимать это в контексте евангельского повествования, то становится ясно, что ложные учителя требовали не есть только то, что прописано в законе Моисея, а апостол Петр имел в виду только греховные желания86.

Именно поэтому важно найти ответ на вопрос, в каком контексте, библейском и историческом, Апостольский собор во главе с апостолом Иаковом использовал слово «воздерживаться»?

На соборе решался вопрос о том, что некоторые требовали от христиан из язычников, чтобы они обрезывались и «соблюдали закон Моисеев» (Деяния 15:5). Апостол Петр остановился именно на вопросе соблюдения закон Моисея, который он назвал «игом, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы» (Деяния 15:10). В заключение дискуссии слово взял апостол Иаков и выразил общее решение в известной формулировке. В конце он добавил: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу» (Деяния 15:19-21). Поэтому вполне очевидно, что он, выражая мнение собора, имел в виду то, что народ слышал в синагогах, когда читался закон Моисеев, следовательно, народ знал о содержании закона.

Иаков и апостолы знали, что «от древних родов» в израильской земле вместе с Иудеями жили язычники, «пришельцы». Какие требования возлагал на этих людей Моисеев закон? От них не требовалось обрезываться, но требовалось воздерживаться от определенных занятий, эти требования изложены в книге Левит, 17 и 18. В законе оговаривалось, что не только израильтяне, но и «пришельцы» должны воздерживаться от жертв идолам (Левит 17:7-9) от потребления в пищу крови и удавлинины (Левит 17:10-16), от считавшихся безнравственными действий (Левит 18:6-26). В апостольские времена израильская земля находилась под управлением язычников, многие иудеи жили в других странах в рассеянии. Апостол Иаков и другие знали, что во многих городах по всей римской империи существовали иудейские сообщества, каждое из которых было обособленным мирком, где соблюдались еврейские обычаи и установления, что для язычников было вполне обычно посещать собрания иудеев в синагогах (смотрите, например, Деяния 13:42-48; 14:1; 17:1-5, 10-12, 17; 18:4). Ранние христиане, из евреев и из язычников, продолжали приходить на собрания в синагогах, Павел и другие христиане много проповедовали и учили в таких собраниях (смотрите, например, Деяния 18:1-4, 24-28).

Упоминание апостола Иакова о чтении закона Моисея в синагогах дает основание считать, что он имел в виду именно повеления из закона, возложенные на «пришельцев», живших среди иудеев с древних времен. Как видим, апостол Иаков не только упомянул те же самые вещи, о которых говорится в книге Левит, но и перечислил их в том же самом порядке: воздерживаться от жертв идолам, крови, удавленины и половой безнравственности. Рекомендация Апостольского собора верующим из язычников слушаться этих повелений объясняется очевидной причиной сложившихся на тот момент обстоятельств - тесное общение хритстиан из иудеев и из язычников на христианских встречах и необходимость поддерживать мир и гармонию в этих условиях.

Когда христианам из язычников велели «воздерживаться от крови», очевидно, что имелся в виду не всеобъемлющий запрет, а конкретное повеление не есть крови, что иудеи считали отвратительным.

Если же фразу «воздерживаться от крови» понимать в абсолютном смысле, в качестве всеохватывающего запрета, то мы должны были бы отказываться от всех анализов крови, от использования препаратов крови, от всякого хирургического лечения с использованием аппаратов искусственного кровообращения и «стоять в стороне» от крови во всех других отношениях. Библейский и исторический контекст не дает указаний на то, что речь шла о всеобъемлющем запрете, а показывает, что предписания касались конкретно «вкушения» крови, что само по себе согласно Марка 7:14-23, 1 Коринфянам 8:1-13 и 1 Коринфянам 10:1-33 грехом не является.

Примечательно, что среди запретов апостол Иаков не перечислил таких вещей как убийство или воровство. Такие действия и так считались у язычников греховными. Но среди язычников не осуждалось идолопоклонство, кровь животного и необескровленное мясо употреблялось в пищу, в некоторых случаях снисходительно относились к половой безнравственности. Повеления к христианам о «воздержании» в первую очередь сосредотачивались на обычаях, свойственных языческой жизни. Подобные обычаи с наибольшей долей вероятности могли быть оскорбительными для христиан из иудеев и могли привести к трениям и спорам87. Апостольское послание было особо обращено христианам из язычников в Антиохии, Сирии и Киликии (территории, последовательно находившиеся к северу от Израиля). Был дан конкретный совет, относящийся к конкретным обстоятельствам, существовавшим в тот период времени.

***