A.L.Karchevsky

Читатель может задать вопрос. Почему автор так придирается к цитации, зачем делает такой упор на это с первых слов своей работы? Есть ли вообще поводы придираться к публикациям ОСБ с этой стороны?

Постараюсь ответить. Я не буду проводить подробное исследование конкретных ссылок из брошюры и журнала – это отнимет огромное количество времени. Приведу только некоторые примеры и воспользуюсь тем, что можно было найти в других изданиях ОСБ.

***

Вот один из них. Авторы брошюры цитируют книгу «Informed Consent-Legal Theory and Clinical Practice [«Согласие на основе полной информации - правовая сторона и клиническая практика»], 1987 год». Есть две возможности

* данная публикация является недобросовестной;

* данная публикация является добросовестной.

В первом случае, если безымянные авторы ее цитируют, то это красноречиво свидетельствует о добросовестности брошюры.

Во втором случае авторы брошюры, цитируя книгу, должны были бы, разбирая вопрос информированного согласия пациента на медицинскую процедуру, обязательно отметить и разобрать не только вопросы о праве пациента соглашаться или не соглашаться на предлагаемое лечение и о праве выбора пациентом одного из возможных видов лечения. Они должны были рассмотреть и следующие вопросы. Кто имеет право информировать пациента о предстоящем лечении? Могут ли среди людей, предоставляющих информацию о лечении, быть дилетанты и люди, не несущие ответственности за пациента? Как, в каком виде должна быть предоставлена информация о медицинском лечении? Имеет ли кто-нибудь право оказывать давление на пациента в решении принимать или отказаться от предложенного лечения? И прочие вопросы, которые почему-то не были затронуты в брошюре.

Вышеприведенный процесс называется выборочным цитированием. То есть выбираются цитаты служащие подтверждением и игнорируются все мысли, которые противоречат излагаемой точке зрения.

***

Вот еще один пример на эту тему. Н.С. Гордиенко написал книгу «Российские Свидетели Иеговы: история и современность» [18]. Ангажированность автора не вызывает сомнений, тем более, что сей труд имеет двойной копирайт: Н.С.Гордиенко - текст, 2000 и Общество Сторожевой Башни - иллюстрации, документы, 2000. В параграфе, где автор ведет рассуждения о взглядах Свидетелей Иеговы о переливании крови, имеется следующий текст:

«Юристы знают, что международные и российские правовые нормы предоставляют человеку самому решать и за себя, и за своих несовершеннолетних детей вопрос о выборе способов лечения, в том числе, разумеется, соглашаться на переливание крови или отказываться от него.

Статьи 5 и 6 «Конвенции о правах человека и биомедицине», принятой Парламентской Ассамблеей Совета Европы в Страсбурге в ноябре 1996 года, гласят:

«Медицинское вмешательство должно осуществляться лишь после того, как лицо, подвергающееся такому вмешательству, даст на это добровольное информированное согласие.