A.L.Karchevsky

«Объект рассматриваемого преступления - общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни человека. Потерпевшим от преступления может быть любой человек. В УК РФ отсутствует указание, что он должен находиться в материальной или иной зависимости от виновного …» (Пункт 2).

«Объективная сторона преступления выражается преимущественно в активных действиях по доведению лица до самоубийства или до покушения на самоубийство. Состав рассматриваемого преступления материальный. Оконченным оно признается в тех случаях, если в результате действий виновного последовало самоубийство или покушение на него. Описывая объективную сторону данного преступления, законодатель указал и способы его совершения. К ним относятся: а) угрозы; б) жестокое обращение с потерпевшим; в) систематическое унижение его человеческого достоинства. Угрозы могут касаться различных сторон жизни потерпевшего (таковы, например, угрозы отказом в жилище, лишением материальной или иной существенной помощи, покровительства, физической расправой, разглашением позорящих сведений и проч.). Имеет значение не только содержание и форма угрозы, но и ее субъективное восприятие потерпевшим как представляющую реальную опасность для его существования, ставящую его в безвыходное положение. Жестокое обращение означает систематичность безжалостного, грубого отношения виновного к потерпевшему. По своему объему это довольно широкое оценочное понятие. Оно охватывает различные деяния (действия или бездействие), причиняющие потерпевшему физические и психические страдания (побои, истязания, издевательства, лишение пищи и воды, средств к существованию, медицинской помощи, ограничение свободы, принуждение к выполнению бессмысленной, изнурительной работы, изгнание из жилища, преследования и проч.). Систематическое унижение человеческого достоинства выражается в неоднократных актах оскорбления, глумлении над потерпевшим, его постоянной травле, распространении о нем клеветнических сведений, несправедливой критике и т.п. Ответственность по ст. 110 УК возможна лишь при доведении лица до самоубийства путем совершения противоправных действий. Она исключается, если к самоубийству лицо подтолкнули чьи-то правомерные действия (например, в результате задержания по подозрению в совершении преступления). Обязательным признаком состава рассматриваемого преступления является наличие причинной связи между совершенным самоубийством или покушением на него и противоправными действиями виновного. Если потерпевший покончил жизнь самоубийством или покушался на него по иным причинам, уголовная ответственность исключается. Для квалификации действий виновного по ст. 110 УК необходимо установить, что потерпевший действительно желал совершить акт самоубийства, а не инсценировать его» (Пункт 3).

«Вопрос о субъективной стороне преступления, предусмотренного ст. 110 УК, вызывавший в специальной литературе большие споры, в новом УК решен следующим образом. Поскольку в диспозиции ст. 110 указание на форму вины отсутствует, действует положение, согласно которому это означает, что вина в данном случае может быть только умышленной (в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части). Умысел при этом может быть прямой или косвенный. Виновный осознает, что указанным в законе способом толкает потерпевшего к самоубийству, предвидит возможность или неизбежность лишения им себя жизни и желает (прямой умысел) или сознательно допускает наступление этих последствий либо относится к ним безразлично (косвенный умысел)» (Пункт 4)

Дадим некотрые комментарии на подчеркнутое.

1. Объективная сторона преступления выражается преимущественно в активных действиях по доведению лица до самоубийства или до покушения на самоубийство.

Свидетель Иеговы должен посещать местное собрание. На неделе - 5 встреч: Школа теократии, Служебная встреча, Публичная встреча, Изучение журнала «Сторожевая Башня», Книгоизучение собрания. Кроме этого, в зависимости от потребностей тех или иных собраний, каждую неделю Свидетели Иеговы проводят от одной до нескольких встреч проповеднического служения. Причем, каждое из книгоизучений собрания может проводить свою, независимую от других книгоизучений, встречу - для того, чтобы возвещатели данного книгоизучения могли, разделившись на пары, пойти в проповедь по домам и улицам. О каждой из встреч подробно написано в книге «Организованы проводить наше служение». Самое главное, что приветствуется, - это чтобы человек безоговорочно верил, что ОСБ - организация истинного Бога, и все что Свидетели Иеговы получают от ВиБРа, получают от Бога. Когда человек в это уверует, то с ним могут провести беседу, и он становится возвещателем. Креститься он не может до тех пор, пока не побудет возвещателем как минимум 3 месяца и не пройдет беседы с 3-мя разными старейшинами, которые, собравшись после этих бесед, обсуждают, допустить ли человека до крещения или еще рано. Человек не сможет стать возвещателем, если он пропускает одну или несколько встреч собрания, не отвечает на вопросы на собрании, не записался на Школу теократического служения и не брал на этой школе задания хотя бы 2-3 раза. Крестившись, Свидетель Иеговы не должен прекращать активно посещать собрание, он должен быть примером другим малоактивным или начинающим братьям.

Это описание напряженной деятельности человека, к которой его подталкивает ОСБ, человек должен посещать все эти встречи, не смотря на основную работу или учебу141. На данных встречах в частности изучаются публикации ОСБ, относящиеся к переливанию крови. Добросовестности этих публикаций был посвящен материал выше.

2. Оконченным оно признается в тех случаях, если в результате действий виновного последовало самоубийство или покушение на него.

Смерти последователей ОСБ, постоянные отказы от переливания крови и ее компонентов служат подтверждением данного пункта. Необходимо, заметить, что даже в тех случаях, когда «совесть» отдельных Свидетелей Иеговы «позволяет» согласиться на применение, например, препаратов крови, то могут найтись другие Свидетели Иеговы, которым «совесть не позволит» согласиться на подобную процедуру.

«Кто придерживается такого мнения, возможно, не согласится на собирание крови. Другой же христианин (который также не допустил бы, чтобы его кровь хранилась какое-то время и была позднее введена ему обратно) может заключить, что цикл, включающий возвращение крови из операционной области и непрерывную реинфузию, не противоречит его обученной совести». [15]

«Имея в виду приказ «воздерживаться крови», некоторые христиане считают, что им не следует принимать инъекцию иммуноглобулина (белка), хотя он и является только фракцией крови. Их позиция ясная и простая: ни одного компонента крови любой формы и любого количества. Другие же считают, что такая сыворотка (антитоксин), как иммуноглобулин, содержащая всего лишь малюсенькую фракцию плазмы крови донора и употребляемая для поддержки их защитной силы против болезни, не является тем же самым, как поддерживающее жизнь переливание крови. Так их совесть не запрещает им получить иммуноглобулин или подобные фракции. Они, может быть, приходят к заключению, что их решение главным образом зависит от того, готовы ли они брать на себя риск для здоровья, который может быть связан с инъекционным раствором, сделанным из крови других людей» [16]

Здесь необходимо отметить, что не всякий отказ от переливания крови или ее компонентов можно считать самоубийством или покушением на него. Существуют состояния и диагнозы пациентов, когда применение переливания крови или ее компонентов, применение препаратов крови является единственным путем спасения жизни пациента. Только об этих случаях идет речь.

3. … угрозы … Угрозы могут касаться различных сторон жизни потерпевшего. … Имеет значение не только содержание и форма угрозы, но и ее субъективное восприятие потерпевшим как представляющую реальную опасность для его существования, ставящую его в безвыходное положение.

Выше был материал, иллюстрирующий факт того, что в сознании Свидетеля Иеговы происходит практически совмещение понятий «говорит Бог» и «говорит Общество», то есть все, что исходит от Общества, исходит от Бога, ослушаться Общество, значит, ослушаться Бога.