«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Преподобный Иустин (Попович)

О первородном грехе

Избранные параграфы из труда преподобного Иустина (Поповича) "Православная философия истины (Догматика Православной Церкви)".

 Содержание

Возникновение человеческого мира

О первоначальном состоянии человека

Первородный грех, его причины и последствия

Сущность и значение прародительского греха

Последствия первородного греха для прародителей

Наследственность первородного греха

Ошибочные учения о первородном грехе

Обзор и критика римокатолического и протестантского

учения о первородном грехе

Примечания

Возникновение человеческого мира

Трисолнечный Господь сотворил первого человека по образу Своему как родоначальника человеческого рода - сотворил его немного меньшим Ангелов, но намного большим твари. Тело его создал из земли - этим в человеке представлен материальный мир; вдохнул в него дух жизни - этим в нем представлен духовный мир. Принадлежа душой духовному миру, а телом - материальному, человек является малым миром в большом (микрокосмос) или большим миром в малом (макрокосмос). "Желая объявить богатство Своей благости, - говорит святой Григорий Богослов, - Бог решает произвести живое существо из обеих, т.е. из видимой и невидимой природы, и Он сотворяет человека, взяв из уже созданной материи тело, а от Себя вложив жизнь (что называет разумной душой и образом Божиим - греч. "икона Феу"), сотворяет как некий иной мир - малый в великом" [1].

А святой Дамаскин пишет: "Бог сотворил человека как некий иной мир, малый в великом" [2]. Сотворенный таковым, человек представляет собой таинственное единство материи и духа, видимого и невидимого, земного и небесного, временного и бессмертного, пространственного и бесконечного; представляет собой некую середину между великостью и малостью [3]. Способ сотворения человека отличается от способа сотворения материального мира. Святое Откровение свидетельствует, что материальный мир сотворен по слову Божию, а человек - по образу и подобию Божию. Сотворению человека предшествует совет в Троичном Божестве, после чего все три Божественных Лица непосредственно и лично сотворяют человека. "И рече Бог: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию... И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их" (Быт.1:26-27; ср.: Быт.5:1; 9:6; Кол.3:10; Еф.4:24). Так, "первого человека сотворил не только Отец, но и Сын, но и Святой Дух" [4]. Отсюда "Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне" [5] Говоря в другой раз в книге Бытия о сотворении человека, боговидец Моисей дает некоторые подробности, которые во многом объясняют таинственное двойство человеческого существа. Здесь он показывает, что тело человеческое - из праха земного, а душа - из дыхания Божия. "И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу" (Быт.2:7). А о сотворении женщины говорится: "И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его. и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю к Адаму" (Быт.2:21-22), Преимущество сотворения человека состоит в том, что Триипостасный Бог лично и непосредственно, так сказать. Своими собственными руками создал тело человеческое и дал ему Свое дыхание жизни, а не земля его, по заповеди Божией, сама произвела, как это было с прочими живыми существами на земле (Быт.1:24). "Из видимой и невидимой природы, - говорит святой Дамаскин, - Бог Своими собственными руками сотворил человека по образу Своему и по подобию; из земли создал тело, а душу разумную и мыслящую дал ему дыханием Своим" [6]. В человеке весьма таинственным образом сочеталась богообразная доброта и красота с черным прахом земным, и "человек сотворен Творцом, чтобы быть воплощенным образом трансцендентной Божественной силы" [7]. Человек не является ни только телом, ни одним духом; он - единство тела и духа, и причем - богозданное единство, в котором все неизреченно таинственно и загадочно. Ни душа без тела, ни тело без души не составляют человека, но одно с другим и одно в другом. Так, по словам святого Иринея. "душа может быть частью человека, но никак не человеком в целости; полный человек - в единстве, в союзе души с телом. Точно так же и телесный состав сам по себе не является полным человеком, но является телом человека и частью человека" [8]. "Что есть человек, - спрашивает святой Иустин, - если не разумное существо, составленное из тела и души? Является ли душа сама по себе человеком? Нет, она - душа человека. Назовем ли тело человеком? Нет, но телом человека. Ни душа, ни тело, взятые в отдельности, не являются человеком, но их единство называется человеком" [9].

1. Хотя тело является необходимым компонентом человеческого существа, его вещественной основой, оно все-таки - орудие, орган, а душа - жизнь и животворящее начало в человеке. Душа может жить без тела, но тело не может жить без души: "Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже" (Ин.6:63), ибо "тело без духа мертво есть" (Иак.2:26). Богообразная душа - существо простое, бестелесное, разумное, свободное, животворное. Как простое существо, она неделима, как бестелесное - невидима, как животворное - бессмертна. А тело - прах земной, глиняный сосуд души, земной дом души (Ср.: 2Кор.5:1; 5:10; Кор.6:20; 7:34; 5:3-5), в котором душа живет временно. На это указывают слова премудрого Соломона: "И возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу. Иже ладе его" (Еккл.12:7). Всю свою ценность тело получает от богообразной души, пребывающей в нем; без нее оно распадается, умирает и губит свою ценность. Об этом красноречиво говорит Спаситель, когда спрашивает: "Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? Или что даст человек измену на души своей? " (Мк.8:36-37; ср.: Мф.6:25-26; 10:28).

Этой животворящей истиной Священного Писания о душе и теле живет Священное Предание и говорит нам о ней благодатно и священно. Святой Дамаскин пишет: "Душа - сущность живая, простая, бестелесная, по своей природе невидимая для телесных очей, бессмертная, мыслящая и разумная, безобразная, - пользуется органическим телом и дает ему жизнь, и возрастание, и чувство, и силу рождения; ум (разум) принадлежит душе не как нечто чуждое ей, но как самая чистая часть ее, ибо что око в теле, то разум в душе. Душа, далее, свободна, имеет способность хотения и деятельности; она изменчива в отношении воли, ибо она сотворена. Все это душа по природе получила от благодати Сотворителя (Творца), от благодати Которого получила и бытие, и особый вид природы" [10]. "Бог - Творец души и тела; душа - прекрасное создание Божие, богообразное. свободное, бессмертное, нетленное - по благодати Божией; тело - орудие души, некий вид одеяния и покрывала души" [11]. "Тело не сильнее души, - говорит святой Ириней, - так как душа вдохновляет, и оживляет, и возвращает, и устрояет тело; душа обладает телом и властвует им. Тело подобно инструменту, а душа занимает место художников... Дая жизнь телу, сама душа не перестает жить"[12]. "Тело подобно арфе, - говорит свт. Афанасий Великий,. - на которой душа, разумная и бестелесная, играет, подобно музыканту. Душа движет тело и саму себя движет, ибо движение души - это не что иное, как жизнь души. О теле мы говорим, что оно живет, когда движется и умирает, когда перестает двигаться, т.е. когда душа его оставит" [13]. "Душа - это жизнь тела, а жизнь души - Дух Божий" [14]. В принципе, в онтологической глубине жизнь души происходит от Святого Духа: "Святым Духом всяка душа живится" [15]. Погруженный в богообразную красоту души, святой Макарий Великий говорит: "Поистине душа есть дело великое, Божественное и чудесное. При сотворении души Бог ее сотворил по образу добродетели Духа; вложил в нее законы добродетели - рассуждение, знание, разумность, веру, любовь - и прочие добродетели по Образу Духа" [16]. Вознесенный над тайной чудесного существа, именуемого человеком, святой Григорий Богослов заключает: "Человек - это самое сложное и самое разнообразное существо: душа у него от Бога, Божественная и имеет небесное благородство, а тело - из праха земного; что Бог для души, то душа для тела, соединяя его и управляя им" [17].

2. Вся непреходящая значимость, незаменимость и драгоценность Души исходит от ее богообразия. т.е. оттого, что человек создан по образу Триипостасного Бога. "Душа драгоценнее всего сотворенного, - говорит святой Макарий Великий, - ибо только человек сотворен по образу и подобию Божию" [18]. Богоподобие души состоит в отражении Первообраза Божия в богообразной душе человеческой: Бог - всесовершенная Духовность, первообраз духовности, душа - отражение этой духовности: Бог - всесовершенный Разум, разум человеческий - отражение этого разума; Бог - всесовершенная Свобода, свобода человеческая - отражение этой Свободы; Бог - абсолютная Вечность, первообраз Вечности, бессмертная душа является отражением этой Вечности; Бог - всесовершенная Святость и Благость (Доброта), способность души человеческой к святости и доброте - это отражение этой Святости и этой Благости (Доброты). Бог - Верховный Властитель и Управитель всего; способность человека властвовать над природой является отражением этого. Вообще все характерные черты Божества, по учению святого Григория Нисского, содержатся известным образом в богообразной душе человеческой [19]. Сотворенный по образу Троичного Божества, человек является отражением этого Божества в самой существенной сути своего существа [20]. Божественная Праведность и святость истины составляют сущность богообразия души (Еф.4:24). Поэтому человек в прооснове своей - существо богообразное (греч. "феоидес") и богоподобное (греч. "феоикелон") [21]. "Сотворенное по образу Божию. - говорит святой Григорий Нисский. - во всем подобно первообразу: разум подобен Разуму, бестелесность Бестелесности, но по природе оно - нечто другое и отличается от Первообраза, ибо оно не было бы по "образу", если бы во всем было одно и то же с Первообразом. Черты, которыми в несозданном естестве отличается Первообраз, показываются нам в образе сотворенной природы, ибо как в малом осколке стекла, когда на него падет солнечный луч, виден весь солнечный шар, показываясь нам не в своей натуральной величине, а в объеме данного осколка, так и в малости нашего естества сияют образы несказанных свойств Божиих" [22]. "Как художники с помощью красок переносят человеческие образы на свои полотна, так наш Творец написал образ Свой в существе человеческом, украсив его чистотою, бесстрастием, блаженством, добротою" [23]. "Слова Библии "по образу Божию сотворил Бог человека", - означают, что Бог сотворил человеческое естество, чтобы оно участвовало во всяком добре, ибо если Божество - полнота добра, а человек - Его образ, то образ находит свое подобие в Первообразе, ибо Он исполнен всяким добром" [24]. "Отсюда образ Божий свойствен лучшим частям наших свойств, а все низкое и жалкое в нашей жизни далеко от того, чтобы быть подобным Божиему" [25]. "Но при всем сходстве, существующем между Богом и сотворенным по Образу Божию (человеком. - Ред.), существует в то же время и большое различие между ними, ибо насколько Бог несотворен, неизменен и всегда Тот же, настолько сотворенное естество не может существовать без изменения" [26].

Ставится вопрос: где и в какой части человеческого существа находится богообразие? Отвечая на этот вопрос, святой Епифаний говорит, что Церковь верует и исповедует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но не определяет, в какой части человеческого существа находится это богообразие [27]. Другие отцы и учители Церкви дают различные ответы на этот вопрос, но эти различия в ответах не доходят до противоречия одного ответа другому или основному Богооткровенному учению. Так, некоторые из них утверждают бестслесного Бога [28].

Другие же, считая, что Бог как дух имеет и существенные свойства духа - разум, свободу и бессмертие, - мыслят, что образ Божий находится или в разуме человеческом [29], или в свободной воле [30], или в бессмертии его души. А тот факт, что душа человеческая одна по существу, а троична по свойствам, которые можно назвать волей, разумом, чувством или волей, разумом, памятью, - побуждает некоторых отцов видеть в этом ее богообразие. "Бог Отец, - пишет святой Амвросий, - Бог Сын. Бог Дух Святой, но не три Бога, а один Бог, имеющий три Лица; подобно этому и душа - ум, душа - воля, душа - память, но не три души в одном теле, а одна душа, имеющая три силы, и в этих трех силах наш внутренний человек по естеству своему чудесно отражает образ Божий" [31]. Но и помимо всего подобия, существует все-таки существенное и огромное различие между троичностью в Боге и троичностью в душе человеческой, ибо троичность в Боге означает три отдельных, самостоятельных, совершенных и вечных Лица, а троичность в человеке - три несамостоятельных, безличных силы и свойства.