ББК 63.3 (2)

19) Неру Джавархарлал. Взгляд на всемирную историю. -- М., 1975, т. 1, с. 314.

20) Тойнби, цит. изд., с. 250.

21) Феннел Джон. Кризис средневековой Руси. 1200--1304. -- М., 1989, с. 213.

22) Тихонравов Н.С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. -- М., 1982, с. 137.

23) Барбаро и Контарини о России. -- Л., 1971, с. 226.

24) Казанская история. -- В кн.: Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века.--М.,1985, с. 462. Эти сведения из «Казанской истории» или, иначе, «Казанского летописца» кажутся некоторым исследователям недостоверными, ибо господствует мнение о непримиримой борьбе Руси с остатками Монгольской империи. Так, комментаторы новейшего издания «Казанского летописца», Т. Ф. Волкова и И. А. Евсеева утверждают, что упомянутые царевичи-чингизиды «на самом деле в походе на Казань не участвовали». Они не отрицают, что чингизид Шигалей (Шах-Али) принимал участие в походе, ибо об этом сообщают многие источники. Но об остальных чингизидах сведения есть только в наиболее обстоятельном «Казанском летописце», и потому комментаторы подвергают их сомнению. Между тем этот летописец создавался вскоре после событий (в 1564—1565 гг.), когда большинство участников похода еще было живо, и неосновательно предполагать, что в рассказ о Казанском походе 1552 года вошли заведомо ложные сведения о целом ряде всем известных людей. Такое случалось только в произведениях, создававшихся намного позже описываемых событий. Словом, сомнение комментаторов продиктовано, очевидно, неверным представлением о характере взаимоотношений Руси и сходившей с исторической сцены монгольской власти над Евразией.

25) «Вопросы истории», 1994, № 1, с. 182. (Перевод видного историка В. Н. Виноградова).

26) Цит. по кн.: Нестеров Ф. Связь времен. Опыт исторической публицистики.— М., 1980, с. 107-108.

27) См.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения.—М., 1966, с. б7б—677.

К главе третьей (с. 72—155)

1) Балашов Д. М. Из истории былинного эпоса. Святогор.— В кн.: Русский фольклор. Вып. XX, Фольклор и историческая действительность. Л., 1981, с. 20.

2) Мелетинский Е. М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники.—М., 1963, с. 423.

3) Здесь и далее перевод на современный язык В. Я. Дерягина.

4) Нормандский Бастард — внебрачный сын норманна (то есть в древнерусском словоупотреблении — «варяга») Роберта Дьявола, Вильгельм Завоеватель (1027—1087), ставший в 1066 году королем Англии.