ББК 63.3 (2)

68) Тихомиров М. Н. Древняя Русь.— М., 1975, с. 266.

69) См. Лобода А. М. Русский богатырский эпос.— Киев, 1896, с. 15—19.

70) Веселовский А. Н. Южнорусские былины. СПб, 1881, с. 33.

71) См.: Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI—XVI вв.).— М., 1986, глава 1.

72) Миллер Вс. Очерки русской народной словесности,— т. III. М., 1924, с. 27,28.

73) См. об этом: Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики.— Л., 1978, с. 123-163.

74) Соколов Б. М., проф. Русский фольклор. Вып. 1, М., 1929, с. 35,36.

75) См. Мальм В. А. Крестики с эмалью.— В кн.: Славяне и Русь.— М., 1968, с. 116; Седова М. В. О двух типах привесок-иконок Северо-Восточной Руси.—В кн.: Культура Средневековой Руси., Л., 1974, с. 194.

76) Макаров Н. А. К оценке христианизации древнерусской деревни в XI—XIII вв. (погребения с крестами и образками в могильниках Белозерья и Каргополья).— В кн.: Славяно-русские древности. Краткие сообщения Института археологии. Вып. 205 М., 1991, с. 20, 18.

77) Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства.—М., 1951, с. 104—105.

78) Робинсон А. Н. Литература Древней Руси в литературном процессе Средневековья XI-XIII вв.- М., 1980, с. 116.

79) Как уже говорилось, Исландия сыграла для скандинавского и, шире, германского эпоса ту же роль. что и Поморье для русского.

80) См.: Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX—XIV вв. (материалы и исследования).— М., 1976, с. 27, 29, 30 и др.

81) См. обстоятельное исследование: Веселовский А. Н. Русские и вильтины в саге о Тидреке Бернском (Веронском).— СПб, 1908, с. 1—9 и далее; в книге опубликован перевод «русских» частей саги. Тема эта породила весьма большую отечественную и зарубежную литературу.

82) См., например, новейшую работу: Глазырина Г. В. Илья Муромец в русских былинах, немецкой поэме и скандинавской саге.— В кн.: Методика изучения древнейших источников по истории народов СССР. М., 1978, с. 192—202.

83) См.: Низами. Искендер-наме—М., 1953. с. 353—423.

84) Н. Я. Половой считает, что речь шла об известном воеводе князя Игоря, а затем Святослава, Свенельде (он сопоставляет разные формы написания его имени: Свенгельд, Свангельд, Сфанкел, Свангелд с данным у Низами Кинтал, Квинтал) — см. его работу «О русско-хазарских отношениях в 40-х годах Х века».— «Записки Одесского Археологического общества», т. 1 (34), 1969, с. 353; но исследователь творчества Низами Рустам Алиев утверждает, что «в оригинале было слово «Киниаз-е Рус», что означает «русский князь», (см. Низами. Стихотворения и поэмы. Л., 1981. с. 763).

85) См., например: Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X—XI веков - М., 1963, с. 150.

К главе четвертой (с. 136—252)

1) См.: Шахматов А. А. О начальном Киевском своде. СПб, 1897, с. 52—56; Тихомиров М. Н. Начало русской историографии.— В его кн.: Русское летописание. М., 1979, с. 49— 51; а также: Васильев Ю. С. Летописное наследие Поморья.— Вспомогательные исторические дисциплины, вып. XI. Л., 1979, с. 19-22.

2) Полное собрание русских летописей, т. 37.— М., 1982, с. 56.