ББК 63.3 (2)

142) Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации.— М., 1948, с. 7, 225.

143) Имеется в виду обнаруженное в начале XX века в рукописном отделе библиотеки Кембриджского университета послание хазарского иудея (см. текст в кн.: Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке— Л., 1932, с. 113-116).

144) Толстов С. П. Новогодний праздник «каландас» у хорезмийских христиан начала XI века (в связи с историей хорезмийско-хазарских отношений). Из историко-этнографических комментариев к ал-Бируни.— «Советская этнография», 1946, 2, с. 95,97—98, 102.

145) См. главу «Маздакитское движение» в кн.: Пигулевская Н. В. Города Ирана в раннем средневековье.— М.— Л., 1956, с. 278—316.

146) Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой истории.— В его кн.: Есть ли у России будущее?—М., 1991, с. 31.

147) Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации.— М—Л„ 1948, с. 223-224. Разрядка С. П. Толстова.

148) См. основные сведения и литературу в кн.: Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана—М., 1961, с. 304-309, 410-411.

149) Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь.— М.. 1989, с. 113.

150) Артамонов М. И. История хазар.—Л., 1962, с. 284.

151) Пиотровский М. Б. Предание о химийаритском царе Асаде ал-Ками-ле.— М., 1977, с. 54, 78.

152) Новосельцев А. П. Хазарское государство... М., 1990, с. 55.

153) История Хорезма...— Ташкент, 1976, с. 117.

154) Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата.— М., 1983, с. 127, 128, 140, 142.

155) Там же, с. 140, 142.

156) Афанасьев Г. Е. Исследования южного угла Маяцкой крепости.— В кн.: Маяцкое городище...—М., 1984, с. 46—47, 49, 50.

157) Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке.— Л„ 1932, с. 113-114.

158) Бартольд В. В. Сочинения, т. II, ч. 1— М., 1963, с. 219—220. Отметим, что здесь же ученый выражает сомнение в том, что в Хорезме была в VIII веке большая еврейская община, ибо позднее там, в отличие, например, от Бухары («бухарские евреи»), не осталось следов иудаизма. Однако отсутствие этих следов на деле как раз подтверждает концепцию о повальной эмиграции евреев из Хорезма в VIII веке; иначе просто непонятно было бы, почему в славившемся своей торговлей Хорезме, находящемся не столь далеко от Бухары, евреев не стало.

159) См. об этом: Артамонов М.И. История хазар, с.244; Новосельцев А. П. Хазарское государство... с. 119.

160) См.: Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми. К 1200-летию со дня рождения.— М., 1983, с. 247.

161) Калинина Т. М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. Тексты. Переводы. Комментарий.—М., 1988, с. 12.

162) Она же. Сведения ал-Хорезми о Восточной Европе и Средней Азии.— В кн.: Древнейшие государства на территории СССР. 1983.— М., 1984, с. 184.