«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

У православного человека не вызывает никакого сомнения тот факт, что единство методов общения знахаря, шамана, колдуна с духами, а также тождественность их методов воздействия на людей в разных странах и на разных континентах объясняется общим источником информации о колдовской практике. Этот источник проистекает из глубин преисподней, то есть из низших сфер духовного мира. А учителями всех этих шаманов-колдунов, называемых у эскимосов ангакок, в Африке — нианга и нгомбо, в Перу — бруджо, в Бразилии — курандейро и фетисейро или, например, маданг — на о. Борнео, друидами в Англии и Ирландии, а также российских ведунов, колдунов и знахарей являются одни и те же сущности: падшие ангелы, или, иначе, демоны.

И даже у древних евреев в периоды отпадения их от Бога неоднократно отмечалось служение демонам (см., например: Иез. 8. 1, 3, 6, 9–18; 20, 39; Иер. 5, 19; 7, 9–10; 19, 4; 19, 13; Пс. 105, 37–38), хотя Закон Моисеев строжайше это запрещал и даже обязывал жестоко карать смертью за все виды идолослужения и волхвования, то есть колдовства (Вт. 18, 9–14). Тем не менее обращение к демоническим силам втайне сохранялось и у них, о чем гласило еврейское предание, записанное древним историком Иосифом Флавием (род. в 37 г. по Р. Х.). И, несмотря на то, что это предание ложно связывает возникновение магического искусства у евреев с именем царя Соломона, тем не менее сам факт обращения некоторых из них за помощью к демонам вполне очевиден: «Господь Бог, — пишет И. Флавий, — даровал Соломону возможность изучить искусство входить в общение с демонами, на пользу и благо людям. Соломон оставил после себя заклинания для излечения всяких болезней и волшебные формулы, с помощью которых возможно связать демонов (то есть заставить их служить себе. — Авт.). Это искусство, — прибавляет Иосиф Флавий, — и до сих пор еще весьма сильно процветает среди нас (иудеев. — Авт.)»[15].

Указание на обращение за помощью к бесам, чтобы их силой воздействовать на окружающий мир, можно найти и в более поздние времена. Так, например, «караим[16] Салмон бен Иерушам в начале Х века по Р. Х. упрекал раввинистов-мистиков в том, что они претендуют магически исцелять болезни, успокаивать бури, умиротворять диких животных и имеют таинственные имена, посредством которых можно приворожить к себе женщин»[17].

Справедливости ради следует заметить, что все это в еще большей степени процветало у других народов (например, у халдеев и индусов), поскольку более ни у кого из иных народов древнего мира не было такого сдерживающего начала, как Закон Моисеев, который был дан Богом не позднее середины второго тысячелетия (ок. 1494 г.) до Рождества Христова.

Упоминание о волшебстве и чародействе можно обнаружить и в Священных книгах Нового Завета, таких как Деяния св. Апостолов и апос­тольские послания, например: «Дела плоти известны; они суть <...> идоло­служе­ние, волшебство, вражда, ссоры, зависть... ереси» (Гал. 5, 19–20). В греческом тексте здесь используется уже упомяну­­тый выше термин «jarmakeia», что означает «волшебство, чародейство, колдовство». В повествовании о результатах проповеди апостола Павла в Эфесе говорится, что многие из иудеев и греков, кто занимался прежде колдовством (чародейством), уверовали во Христа: «А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли пред всеми» (Деян. 19, 19). В приведенном только что греческом тексте термин «чародейство» обозначается словом «ta perierga», которое переводится как «магия, чародейство, колдовство».

БОРЬБА С ЧАРОДЕЙСТВОМ

В ХРИСТИАНСТВЕ

О том, что с помощью бесов можно вызывать различные атмосферные явле­ния, исцелять физические болезни, принося одновременно при этом непоправимый вред душе, а также вызывать различные болезни у окружающих, было известно во все времена. Вот почему в период утверждения христианства Святые Отцы были вынуж­дены принять по этому поводу специальные соборные постановления, которые можно найти в сборнике, именуемом «Номоканон», а также в «Алфавитной синтаг­ме» Матфея Властаря на букву «М» или в 175 главе комментариев Иоанна Зонары.

Так, например, о воздействии на людей и на природу говорится в 13-м правиле Номоканона, расположенного в конце Большого требника[18] (даю в своем переводе.— Авт.): «Чародей, он же волхв <...> если чародейством сотворит мужу и жене, да не сово­куп­ляются (современный термин: «отворот») или чаро­действом соделает бурю, 20 лет да не причастится по 65 и по 72 правилу Василия Великого».

О вредоносном воздействии (порче), которое колдуны с помощью демонов (а точнее — демоны, использующие колдунов) оказывают на тело и на душу человека, говорится в 14-м правиле Номоканона: «Чаро­дей и обаватель — одно и то же (едино есть). Чарованием (то есть наведением порчи. — Авт.) называют заклинания с призыванием бесов для совершения некоего деяния на вред иным людям, как например: расслабление членов (наблюдается при параличе. — Авт.), продолжительную болезнь, а также приковать на всю жизнь к постели или чтобы плохой жизнью стал жить человек, или чтобы жизнь ему опостылела и прочее сим подобное. <...> Чародеи и волшебники называются идолослужи­телями»[19].

О том, что чародеи (волхвы), а говоря современным языком — колдуны и экстрасенсы, могут с помощью бесов исцелять, читаем на обороте того же листа: «Волхвы это те, которые якобы с благою целью призывают “благо­твор­ных” бесов, однако суть скверноубийцы и лжецы». И далее, в 16-м правиле, читаем: «Те, которые приводят волхва (читай: колдуна или экстрасенса, пусть даже и по телевизору. — Авт.) в дом свой к больному ради исцеления чародейством, пять лет да не причастятся по 24-му правилу Анкирского собора»[20]. В эту категорию входят и люди, которые многие часы проводили перед телевизором в надежде на исцеление, обещанное А. Кашпировским и подобными ему колдунами-экстрасенсами.

«СТРАСТИ» ПО ЧАРОДЕЙСТВУ

В НАШИ ДНИ

Действительно, большинство наших современников обращаются за помощью в болезнях к колдунам, которые чаще всего именуют себя нетрадиционными целителями. Именно об этих случаях и говорит приведенное выше 16-е правило Номоканона. Но «благотворные бесы», исцеляя одно, непременно калечат другое. Некоторые «целители», для того чтобы привлечь к себе доверие пациентов, во время своих сеансов используют православные иконы, молитвы и даже крест, но при этом незаметно совершают какие-либо богохульные действия, как в случае, рассказанном духоносным греческим старцем Паисием Святогорцем (1924–1994). Вот как он это описывает: «Во время своих сеансов колдунья берет в руки крест и поет различные церковные песнопения. К примеру, она поет “Богородице, Дево, радуйся…” и, дойдя до слов “Благословен Плод чрева Твоего”, плюет рядом с крестом, то есть таким образом хулит Христа, и поэтому тангалашка (так старец называл демона. — Авт.) ей помогает»[21].