«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 © Издательство «Даниловский благовестник»

ISBN 5-89101-194-8 © Игумен N

Предисловие автора

«ПОСТХРИСТИАНСКИЙ»

СИНДРОМ

Книга, которую вы держите в руках, отвечает на вопросы, кого и как «портят» колдуны, какими другими путями человек может быть подвержен демоническому воздействию. Порча — феномен чрезвычайно многогранный. Его изучают люди разных специальностей — богословы, религиоведы, врачи, психологи... Среди произведений современных православных авторов на эту тему можно выделить труды старца Паисия Святогорца «С болью и любовью о современном человеке» (М., 2002), «Духовная борьба» (М., 2003), игумена Марка «Злые духи и их влияние на людей» (М., 2000), иеромонаха Пантелеи­мона (Ледина) «Козни бесовские» (М., 1997), а также иеромонаха Анатолия (Берестова) и Алевтины Печерской «Под маской Православия» (М., 2006). Эти авторы глубоко и емко рассуждают о магии, сглазе и ворожбе, экстрасенcах и парапсихологах, раскрывают псевдонаучные манипуляции оккультистов и предлагают методы духовной безопасности. Диакон Андрей Кураев в книге «Почему православные такие?..» (М., 2006. — Глава «Почему христиане не боятся “порчи”?») разоблачает оккультно-мистические взгляды на порчу, приводя много богословских и исторических аргументов. В книге К.В. Зо­­­­рина «Что такое “наследственная порча”. Взгляд православного врача» (М., 2004) анализируются медико-генетические аспекты проблемы — воздействие на лю­дей первородного греха и грехов рода, страдания детей за смертные грехи их родителей, а также генетические

и физиологические последствия курения, алкоголизма, наркомании, искусственного аборта и чревоугодия.

Современный человек испытывает немало крайне негативных воздействий. Он живет под непрестанным давлением стресса. Душа его спрессована неотвязными страхами. Страхи влекут за собою депрессии, а в депрессивном состоянии несчастный наш современник вынужден горстями глотать антидепрессанты и транквилизаторы. Не знаю российской статистики, но могу точно сказать, что 60% американцев без них уже жить не могут.

Что же за страхи оказывают столь сильное влияние на людей? Они весьма разнообразны: страх потерять работу, страх лишиться жилья, страх за свою жизнь или жизнь своего ребенка, страх оказаться неконкурентоспособным в бизнесе, страх перед возможностью потерять деньги в очередном «дефолте», страх перед болезнью, страх смерти и, наконец, просто страх — по неизвестной причине. Последний, кстати, встречается не так уж редко.

Но среди всех этих страхов в последнее время начал расти и набирать силу еще один страх. Этот страх очень древний. Наверное, он такого же почтенного возраста, как и все человечество. Когда на землю пришел Христос, страх этот отступил и до времени затаился. Можно сказать, он и сам боялся людей, исповедующих Христа и готовых жизнью пожертвовать за свою веру. Он скрылся в языческих народах и в темных уголках сознания колеблющихся, маловерных христиан.

Но пришло, наконец, его время. Время апостасии. Время, которое западные социологи и политологи называют «постхристианским». Оно характеризуется тем, что народы, когда-то исповедовавшие христианство, в подавляющем своем большинстве практически отвергли его. Теперь они живут вполне языческой жизнью и в своей идеологии, по крайней мере нравственной, ничем не отличаются от древних халдеев, ассирийцев или египтян. Вот потому-то и вернулся древний страх — страх колдовского воздействия, страх порчи и сглаза. Отвергнув Христа, «постхристиане» забыли, конечно, и слова апостола Иоанна: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3, 8). Да, действительно, тот, кто отверг Христа, — отвергнут и Христом, как и сказано в Писании: «…неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3, 18). Если же неверующий отвергнут и осужден, то ясно, что сети диавола остаются для него вполне реальной угрозой. Отвергнув Христа, он, естественно, не может рассчитывать и на помощь Божию.

Но вот парадокс: даже в среде православных христиан в наше время, к сожалению, бытует такое же (почти языческое) отношение к порче, как и у народов, не знавших Христа или «успешно» забывших Его. Некоторые верующие, подобно современным язычникам, чрезвычайно боятся порчи и сглаза, пытаясь во всех своих бедах обвинить кого угодно, но только не себя и не свои грехи. Именно к таким людям, в первую очередь, и обращена книга, которую вы держите в руках. В ней сделана попытка систематизировать знания о возможности магического воздействия на человека с помощью «духов злобы поднебесных», то есть демонов. Проанализированы условия и свойства человеческого характера, открывающие путь для подобного воздействия, а также указаны методы защиты от него. Ведь защищаться — это значит бороться. Именно о необходимости этой борьбы и говорит всем нам апостол Павел: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань (то есть война. — Авт.) не против крови и плоти (здесь имеются в виду люди. — Авт.), но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 11–12).

У многих людей, в том числе и православных, паническая боязнь магического воздействия в виде сглаза и порчи проявляется как болезненное явление, как следст­вие их духовного заболевания. В книге мы попытаемся проанализировать, почему это происходит, подсказать, как справляться с подобными состояниями.

Однако есть и другая крайность. Среди православных, причем хорошо образованных людей, достаточно широко распространено противоположное, хотя и довольно поверхностное мнение о том, что магического воздействия, способного причинить вред (порчу) человеку, вообще не существует. Подобное мнение, в основном, базируется на посылках, выдвинутых в XVIII и XIX веках людьми, не имевшими личного опыта общения с духовным миром. В России со времени секулярных, если не сказать — богоборческих реформ Петра I, продолжавшихся и при Анне Иоанновне, и при Екатерине Великой, сложился вполне протестантский взгляд на духовный мир, в котором «духам злобы поднебесным» вообще не находилось места. Все те части Священного Писания, в которых говорилось об одержимых (бесноватых) людях, трактовались в переносном смысле, где под демонами понимались либо греховные страсти, либо физиологические заболевания.