G.E. Kolyvanov

Перейдем к более подробному рассмотрению некоторых мессианских псалмов.

Псалом 2.

Надписание в русском тексте Библии: «Псалом Давида». Оно основано на свидетельстве святого апостола Петра, который, цитируя 1-2 стихи этого псалма, называет их словами Бога, произнесенными «устами отца нашего Давида, раба Твоего» (Деян. 4,25). В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом не имеет в надписании имени царя Давида.

В псалме говорится о восстании «царей земли» против Господа и Помазанника Его. Царствование Давида было временем постоянных войн. Предполагают, что речь идет об одновременном восстании против Давида сирийцев и аммонитян. В псалме предсказывается неудача, которая постигнет врагов.

Ст. 1-2: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князи совещаются вместе против Господа и против Помазанника». Под народами и племенами в этом псалме св. отцы понимают древних евреев и римлян, под царями – Ирода и Пилата, под князьями – иудейских книжников, фарисеев, законников, под Помазанником – Господа нашего Иисуса Христа.

Ст 3: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Этот стих, по мнению святителя Афанасия Великого, произносится от лица упомянутых в стихе 2 врагов Господа нашего Иисуса Христа, которые отвергают Его учение и отказываются нести иго, о котором сказано: «Возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11, 29).

Ст. 4: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им».

Ст. 5: «Тогда скажет им во гневе Своем и яростию Своею приведет их в смятение». Святитель Афанасий Великий видит в этих словах пророчество, которое сбылось в словах Господа нашего Иисуса Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи» (Мф. 23, 13) и «Горе вам, законникам» (Лк.11, 52) и в разрушении Иерусалима римлянами.

Ст. 6-8. «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе». Царь – это Господь Иисус Христос. Под Сионом святые отцы понимают Церковь, над которой Он как Богочеловек поставлен от Бога Отца Царем, хотя по Божеству Господь наш Иисус Христос, как Бог, имеет царство по самой природе (святитель Афанасий Великий).

Ст. 9: «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их как сосуд горшечника». Под жезлом железным св. отцы понимают Крест Христов.

Ст. 10-12: «Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь (пред Ним) с трепетом. Почтите Сына (В слав. тексте: «приимите наказание», то есть наставление, научение), чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на него». Под наставлением святитель Афанасий Александрийский понимает евангельское учение.