G.E. Kolyvanov

The entire psalm is interpreted in a similar way. Let us consider the exegesis of another passage from the psalm. Take verse 10 as an example: "Upon Edom I will stretch out my boot." The literal meaning is as follows: King David, referring to the revelation of God, expresses confidence that Edom will submit to the God of Israel, will be, figuratively speaking, under His boot. St. Maximus is faithful to the allegorical method of interpretation. "Idumea," he says, "is interpreted as 'blood-red clay.' It can also be understood as the flesh of the Lord, in which, as in shoes, He came to people. For otherwise it is impossible for the creature to comprehend the Creator, since by nature He is boundless and incomprehensible. Idumaea can also be understood as the flesh of each of us. The boot extends to it, that is, asceticism and abstinence, which protects the soul from the evil thorns and thorns of the devil – this is how the boot should be understood. For without asceticism and abstinence, the fighter of piety is unable to overcome the passions of the flesh.

The boot of the soul can also be understood as a feeling that is mortified by reason and contemplation. Through this sense, the soul enters into communion with sensible things, and, passing unharmed through this age, by means of sensation (as through a boot) it perceives the logoi of sensible things, represented in their figurative and visible differences. Then it focuses on the cognition and comprehension of the single, unique and reigning word."

Псалом 114.

Псалом 114 является благодарственным. Некоторые толкователи полагают, что в нем содержится благодарение за возвращение еврейского народа из вавилонского плена. Псалом считается мессианским.

Ст. 3 - 4: «Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! Избави душу мою». Это место рассматривается как пророчество о крестных страданиях Спасителя.

Притчи Соломона.

Притча – это короткое, сжатое, не требующее доказательства выражение, иногда противопоставление или сравнение. Библейские притчи – поучения, практические советы, преподанные в таком виде, чтобы их было легко усвоить и запомнить. Книга представляет собой сборник, в который вошли несколько сборников притчей.

В Септуагинте книга озаглавлена словом «Паремии». По объяснению Святителя Василия Великого словом «паремия» обозначается придорожная надпись, которая служит указателем пути. Слово это употреблено переводчиками потому что содержание книги служит руководством человеку на его жизненных путях. По древнееврейски книга Притчей называется по ее начальным словам: «Мишле Шеломох», то есть «Изречения Соломона». Соломон с юных лет имел сильное стремление к знаниям и мудрости. Он был чрезвычайно одаренным человеком. Его познания и мудрость поражали мир. Со всех сторон земли приходили послушать его. В Третьей книге Царств говорится, что «Соломон изрек три тысячи притчей (и песней его была тысяча и пять)» (3 Цар. 4, 32). Вероятно, часть этих притчей вошла в сборник «Мишле Шеломох». Всего в сборнике содержится около 900 изречений. К тому же не все они принадлежат авторству Соломона. Согласно иудейскому преданию, записанному в Талмуде, друзья царя Езекии издали Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней и книгу пророка Исайи. Вероятно, они не просто занимались переписыванием книг, но и редактировали их, собирали отдельные книги и изречения, составляя сборники. При внимательном рассмотрении текста книги Притчей Соломоновых можно сделать вывод, что она составлена из отдельных сборников. Как видно из заглавий этих сборников, в книгу вошли также изречения других авторов. Кроме того, внутри книги Притчей можно заметить различие языка и стиля. В книге Притчей можно насчитать семь частей. Некоторые части имеют характерные особенности.

Первая часть (гл. 1,2 – 10) отличается наибольшим совершенством формы и высотой содержания. Она посвящена учению о Премудрости.

Вторая часть (гл. 10 – 22, 16) насчитывает 375 притчей. Это число является суммой цифр, соответствующих цифровому значению букв имени Шеломо (Соломон).