G.E. Kolyvanov

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова.

В латинской Вульгате эта книга называется «Экклесиастикус», то есть «Церковная книга». Это название впервые употребил священномученик Киприан Карфагенский. Такое название, возможно, предназначалось для того, чтобы подчеркнуть использование книги Церковью для наставления оглашенных, несмотря на исключение ее из еврейского канона. Содержание книги отображает практическую житейскую мудрость, приобретенную автором тщательным изучением библейской письменности, опытом собственной жизни и изучением судеб выдающихся людей.

В отличие от других неканонических книг, авторы которых остались неизвестными, имя автора этой книги известно. В конце 50 главы автор называет себя: «Учение мудрости и благоразумия начертал в книге сей я, Иисус, сын Сирахов, иерусалимлянин, который излил мудрость от сердца своего» (Сир. 50,29). Более точным было бы именование автора Иисусом, сыном Сира. Написана книга была на древнееврейском языке, а позже переведена на греческий внуком автора. Переводчик утверждает в предисловии, что его дед глубоко изучил Писание. Это подтверждается при рассмотрении текста книги, который иногда представляет мозаику из библейских текстов. Краткие, сжатые изречения встречаются реже, чем в Притчах; здесь мысль развивается обычно более пространно. Долгое время считалось, что оригинальный текст не сохранился. Но в 1886 году в генизе (древнехранилище) города Каира нашли часть текста на древнееврейском языке. В середине двадцатого века среди кумранских находок был найден свиток, содержащий большую часть древнееврейского текста.

Книга не вошла в священный еврейский канон. Возможно это объясняется тем, что фарисеи усмотрели в ней влияние саддукеев. Но она неоднократно цитируется в Талмуде.

Православная традиция считает книгу неканонической. Однако она всегда пользовалась авторитетом в Церкви. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании святителя Афанасия Великого книга Премудрости Иисуса сына Сирахова рекомендуется для поучительного чтения оглашенным. В Новом Завете нет цитат из книги Иисуса сына Сирахова. Однако, у новозаветных писателей встречаются несомненные реминесценции из нее, особенно у Апостола Иакова. Книга используется многими святыми отцами и учителями Церкви. Цитаты из нее встречаются в послании Варнавы, у Климента Римского, в «Пастыре» Ерма, у Климента Александрийского, Киприана Карфагенского, святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, у преподобного Ефрема Сирина. Святой Иоанн Дамаскин называет ее «прекрасною и очень полезною книгою».

В прологе (гл. 1) говорится, что мудрость происходит от Бога. Первая часть книги (гл. 2-43) содержит набор правил поведения на разные случаи человеческой жизни. Эта часть заканчивается прекрасным гимном, восхваляющим Творца. Вторая часть (гл. 44-50) является исторической и содержит восторженный панегирик великим мужам еврейского народа. Заключительная глава (51) – Молитва Иисуса сына Сирахова.

Учение о Премудрости.

«Всякая премудрость от Господа и с Ним пребывает вовек» (Сир. 1,1). Такими словами начинается эта книга. Премудрость уподобляется морскому песку и каплям дождя, которые не поддаются исчислению. Она не может быть вполне изучена человеком. Вполне ее обладает только Бог. Она проявляется в вечных законах, управляющих миром.

Нравственное учение книги.