Conversations with MThA Professor Alexei Ilyich Osipov on the air of the Soyuz TV channel

– Алексей Ильич, мы только что упомянули людей, которые приходят и стучатся к нам в двери. Не могу не упомянуть и не задать вопрос о состоянии миссионерства в Православной Церкви: люди не знают, каким должен быть образ православного миссионерства, что православные должны говорить о своей вере – или они должны только молиться о спасении своей веры? Каким должно быть миссионерство в Православной Церкви?

– Мы должны говорить тем, кто интересуется. Если человек отвергает, то мы молчим. Мы обращаемся, и поэтому смотрим, кто хочет принять, а кто не хочет. Апостолы были посланы проповедовать всюду: сказать надо, ибо это есть истина. Насколько это возможно, сказать надо, пользуясь теми легальными, техническими средствами, которые имеются, чтобы сказать; но ни в коем случае не настаивать, ни в коем случае не применять никаких насильственных мер и средств. Ни в коем случае. Миссионер – это человек, который должен следовать образу проповеди Самого Христа. Посмотрите, Христос проповедовал тем, кто к Нему приходил, и обращался к ним не как к рабам, а как к друзьям.

Миссионер должен быть истинным, убежденным христианином. Это первая основа. Но избави Бог, если он будет не убежденным, а фанатиком: между ними очень существенное различие – убежденный в истине человек уважает убеждения других людей, фанатик не уважает убеждения других людей и относится к ним чуть ли не с яростью, может дойти до оскорбления. Да избавит Бог от такого миссионерства. Первый принцип, который должен всегда присутствовать в миссионере – это уважение к другому человеку, независимо от его мировоззрения. Уважение к нему, то, что мы называем начатком любви к человеку – это первое необходимое. Второе – он должен вести жизнь христианскую. Нехорошо миссионера увидеть пьяным, валяющимся в канаве, увидеть ругающимся, когда он ведет себя непотребно, иначе это будет провокация, а не миссионерство, люди в ужасе отшатнутся от того, что я проповедую. И третье – миссионер должен быть человеком знающим; беда, если он берется миссионерствовать, а сам ничего не знает; если он поучится один год в какой-нибудь духовной школе, с пятого на десятое, он не станет миссионером, он будет горе-миссионером – он не только никому не объяснит, что такое христианство, он оттолкнет от христианства. Эти вещи очень важны, и только они могут характеризовать миссионера.

– Но все-таки в Евангелии есть такие слова: «идите и научите», обращенные к апостолам. В литературе мы встречаем образы миссионерства, когда мы видим целенаправленное движение человека к кому-то. В сегодняшней ситуации надо ждать, пока возникнет повод поговорить о православии, или нужно самим активно говорить о нем?

– Слова «идите и научите» Господь сказал апостолам, на которых в день пятидесятницы сошел Дух Святой, и они получали дары благодати. Говорят, что эти слова относятся ко всем христианам, но как относятся? Если я, ничего не зная о Православии, начну его проповедовать, что получится? Если я вчера крестился, а сегодня уже проповедник, то какую карикатуру я буду предлагать людям? «Тебе надо креститься вот так, тебе надо руку поднимать вот туда, а если не дотянешь, то у тебя там будет бес сидеть и внушать тебе что-то». Каких только вещей мы не услышим у таких проповедников! Псевдоблаженная освящает воду и масло – то, что может делать только священнослужитель. Что начнется, когда совершенно невежественный православный человек начнет проповедовать православие! Но если этот человек искренне принял православную веру, то он может проповедовать образом своей жизни, образом своего поведения. Тот христианин, кто показывает пример правильной жизни, правильного поведения, правильного отношения к людям – это может делать любой христианин, независимо от того, что он знает о христианстве. К этому призваны все христиане без исключения, от самых малых до великих – показывать пример жизни. «Да просветится свет ваш пред человеки», пред людьми, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославили Отца вашего небесного. Такое миссионерство должно быть у всех. А миссионерство словом и поучением поручается Церковью только тем, кто имеет надлежащие знания. До тех пор, пока человек не приобрел их, пусть не берется за миссионерство. А если он возьмется, то это будет признаком тщеславия и гордыни и добрых плодов он не принесет.

– Спасибо, Алексей Ильич. У нас осталось совсем немного времени, буквально в режиме блиц-опроса задам Вам пару личных вопросов. Были ли в Вашем роду священники, и почему Вы сами не стали священнослужителем?

– Публичная исповедь была только в первом веке христианства, а потом ее запретили и сказали исповедоваться частным образом перед священником. Я следую правилу Церкви и не буду исповедаться публично.

– Были ли у Вас встречи с президентами России по их инициативе? Советуются ли они с Вами?

– Да, были встречи с президентами внеземных цивилизаций. Во сне.

– Мы создали городской родительский комитет, главная цель которого – борьба с ювенальной юстицией. Можем ли мы растиражировать и бесплатно распространять Ваши лекции о ювенальной юстиции, или нужны какие-то разрешения?

– Пожалуйста, разрешаю. Больше никаких разрешений от меня не требуется.

– Получается ли у Вас выкроить время, чтобы потрудиться на земле, в саду, в огороде?

– Никогда не рассказываю о своей частной жизни. Она настолько секретная, что даже представить себе не можете. Разве можно об этом говорить?

– Я думаю, что на этой мажорной ноте мы закончим нашу беседу с Алексеем Ильичом. Алексей Ильич, благодарим Вас, что нашли время прийти к нам в студию. Вопросов к Вам еще много, поэтому надеемся на новые встречи. Спасибо, и всего доброго Вам и нашим телезрителям.