Ответы на главнейшие возражения против веры истинной

Тебе ли, слабой твари, ограниченной в понятиях, в могуществе, во всем существе твоем, тебе ли судить о делах Того, кто Всемогущ, Всепремудр, Всеблаг и Всеправеден?

Поистине, это странное притязание с твоей стороны!.. Что если б невежда, не умеющий читать, раскрыл книгу какого-нибудь великого мыслителя или поэта и, видя столько неизвестных ему букв, соединенных в различном порядке, иногда по две, иногда по четыре, шести или десяти вместе, чтобы составить слово, видя большие и маленькие буквы, длинные и короткие строки, и рассматривая все это непонятное для него сочетание знаков ему неизвестных, вздумал бы судить, для чего буквы, слова и строки поставлены так, а не иначе; для чего то, что в конце, не поставлено в начале или на средине страниц?.. Ему бы отвечали: "жалкий невежда! Ведь это написано умным, гениальным человеком; он расположил слова в таком порядке, чтоб лучше выразить мысли свои; и если б ты вздумал переставлять буквы, строки, страницы, то вышла бы ужасная бессмыслица вместо прекрасного творения великого автора. Постарайся лучше выучиться читать хоть некоторые страницы этой книги, и ты удостоверишься, как хорошо и полезно то, что кажется тебе беспорядочным теперь".

Скажи, не подобны ль и мы этому невежде, когда дерзаем охуждать то, что непостижимо для нас в делах Божиих?.. Мир есть великая Его книга; века подобно страницам следуют в ней один за другим; годы как строки этих страниц; а все творения, от ангела и человека, до малейшей былинки, суть как буквы, расположенные в приличных им местах, рукою Великого Творца, Который Один вполне знает Свою вечную мысль и совокупность Своего мудрого дела!

Если ты спросишь, для чего одно Твое творение совершеннее другого? Зачем одно поставлено в таком положении, а другое в совершенно противоположном? На что холод зимы и зной лета? К чему то бедственное состояние и эта жестокая болезнь? Почему умирает юноша, а живет дряхлый старец? Для чего смерть похитила этого благотворительного человека, а не того жестокосердого себялюбца?.. На все эти вопросы я отвечу тебе, - что так благоволила беспредельная Премудрость, вечное Правосудие, бесконечная Благость, и следовательно - все должно быть так, хотя бы нам и казалось иначе.

Я замечу тебе, что для верного обсуждения каждого дела надобно знать его совершенно, надобно обнять его в частях и совокупности, сравнить средства в целью, которой предназначено достигнуть... Но какой человек, какое творение могли проникнуть тайну вечных советов Творца?

Когда вечность раскроется пред нами, она чудно оправдает то, что кажется нам теперь несправедливым на земле. Мы изумляемся теперь при виде добродетели, отягченной бедствиями, тогда как порок пользуется дарами счастья?.. Вечность объяснит нам эту тайну: мы узнаем тогда, что было сообразно правде Божией, - наградить земным благоденствием за какое-нибудь доброе дело этого нечестивца, которому в вечности предлежит наказание за грехи; а что тому добродетельному мужу, которого все почитали несчастным, должно было, по тому же закону вечной правды, очищаться временными печалями, от прегрешений, содеянных по немощи человеческой, чтоб достигнуть блаженной вечности, назначенной ему в награду за добрые дела.

Вечность также объяснит нам, что бедствия спасительны, потому что приводят к Богу душу, забывавшую Его в счастии. Сколько душ в небе благодарят и будут вечно благословлять Бога за то, что посещал их страданиями на земле!.. Богатство же напротив и благоденствие бывают часто пагубны: сколькие, обладая этими тленными благами, презрели блага вечные и лишились их! Сколькие будут в вечности проклинать удовольствия, почести и богатства, которые повергли их в бездну!

Вечность должна всегда быть мерилом суждений наших о всех жизненных случаях; без нее нельзя очень многого понять из судеб Божиих в отношении к нам.

Изменим же отныне наш взгляд на вещи, чтоб не дерзать судить путей нашего Владыки и Отца! Поверь, ни ты, ни я не в состоянии постигнуть Его советов.

Все, что Он делает, есть добро; и если Он попускает зла, то всегда умеет извлекать из него благо.

Итак, вместо того, чтоб жаловаться на нашу участь, будем благословлять Господа за все!

Чем так много говорить о будущем блаженстве, лучше бы религия позаботилась уничтожить в этой жизни бедность и все бедствия

Под этою безрассудною жалобою скрывается один из тех опасных вопросов, которые волнуют западную Европу; а книгопечатание доносит их отголосок и до нас.